Бег времени Анны Ахматовой: от личной сигнатуры до эмблемы поколений

Anna Manasovna Menshchikova, Tatyana Aleksandrovna Snigireva

Аннотация


Логика статьи подчинена исследованию сложного «скрещения судеб» творческого пути Анны Ахматовой и жизни трех поколений, участником и свидетелем которой она была. Показано, что преломление трех эпох в биографии и творчестве поэта, обеспечившее образу Ахматовой эмблематичность, обусловлено историзмом как доминантной чертой ее поэтического мировидения. Выделены и описаны три личные сигнатуры поэта, востребованные временем: лунная дева, колдунья, пророчица Серебряного века; плакальщица, мать, жена, взявшая на себя миссию поминовения погибших в тюрьмах, лагерях, во время войны — в 1930–1940-е гг.; классик русской поэзии, ставший подлинным воплощением связи времен для молодого поколения поэтов в 1960-е гг., что отразилось в множественности и разнообразии «царских» сигнатур-инсигний Ахматовой, создаваемых ею на страницах «Записных книжек», моделируемых ее современниками в мемуарах (зачастую при известном участии поэта), а также — в визуальном коде: от портретов до фотографий, относящихся к разным десятилетиям. Важно, что образ поэта, преломившись в зеркалах каждой из непохожих друг на друга эпох, позволяет и самому времени отразиться в «ахматовских зеркалах».

Наиболее драматичные моменты «некалендарного двадцатого века» во многом связаны с ее личной и поэтической судьбой, ставшей одним из воплощений судьбы — «трагической симфонии» ее поколения. Особое внимание уделяется самообозначению сакрального характера, которое предназначено Ахматовой не для времени, но для вечности, является своеобразным тайным кодом, могущим быть расшифрованным только поэзией и поэтами.


Ключевые слова


Анна Ахматова; сигнатура; эмблема; поколение; время; история.

Полный текст:

PDF

Литература


Brodsky, I. (1989). Skorbnaja muza [The Mournful Muse]. Yunost’, 6, 67–71. (In Russian)

Foucault, M. (1977). Slova i veshchi: Archeologiia gumanitarnykh nauk [Words and Things: Archaeology of the Humanities]. Moscow: Progress. (In Russian)

Likhachev, D. S. (1991). Vstupitel’noe slovo [Opening Remarks]. In V. Ya. Vilenkin, & V. A. Chernykh (Comps.), Vospominanija ob Anne Akhmatovoi [Memories about Anna Akhmatova] (pp. 3–5). Moscow: Sovetskii pisatel’. (In Russian)

Menshchikova, A. M., & Snigireva, T. A. (2016). Poeticheskoe pokolenie v osmyslenii Anny Akhmatovoi [Poetical Generation in Anna Akhmatova’s Apprehension]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 18, 4 (157), 115–126. doi: 10.15826/izv2.2016.18.4.069 (In Russian)

Moch-Bickert, E. (1993). “Kolombina desiatykh godov…”: Kniga ob Ol’ge Glebovoi-Sudeikinoi [“Columbine of the 1910s”: A Book about Olga Glebova-Sudeikina]. Paris: Grzebina Press, St Petersburg: Arsis. (In Russian)

Naiman, A. (2008). Rasskazy o Anne Akhmatovoi [Stories about Anna Akhmatova]. Moscow: AST; Zebra E. (In Russian)

Nedobrovo, N. V. (1915). Anna Akhmatova. Russkaja mysl’, 7, 50–68. (In Russian)

Popova, N. I., & Rubinchik, O. E. (2012). Anna Ahmatova i Fontannyj Dom [Anna Akhmatova and the Fountain House]. St Petersburg: Nevskii dialekt. (In Russian)

Sedakova, O. (2007). “I pochem u nas sovest’ i strakh”. K iubileiu Anny Akhmatovoi [“What’s Our Price for Conscience and Fear”. For Anna Akhmatova’s Birthday]. Retrieved from www.olgasedakova.com/Poetica/235. (In Russian)

Serova, M. V. (2005). Anna Akhmatova. Kniga Sud’by (fenomen “akhmatovskogo teksta”: problema tselostnosti i logika vnutristrukturnykh vzaimodeistvii) [Anna Akhmatova. A Book of Fate (the Phenomenon of Akhmatova’s Text: The Issue of Entirety and Logic of Intrastructural Cooperation]. Izhevsk; Yekaterinburg: Computer Research Institute. (In Russian)

Snigireva, T. A. (2005). Problemy sakral’noi identifikacii pozdnei Ahmatovoi [On Sacral Identification of Late Anna Akhmatova]. Psiholingvisticheskie aspekty izucheniya rechevoi deyatel’nosti, 3, 76–90. (In Russian)

Toporov, V. N. (2003). Peterburgskij tekst russkoi literatury: Izbrannye trudy [The St Petersburg Text of Russian Literature: Selected Works]. St Petersburg: Iskusstvo — SPb. (In Russian)

Tsiv’yan, T. V. (1989). Kassandra, Didona, Fedra. Antichnye geroini — zerkala Akhmatovoi [Cassandra, Dido, Phaedra. Ancient Heroines — Akhmatova’s Mirrors]. Retrieved from http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/civyan-kassandra-didona-fedra-antichnye-geroini.htm. (In Russian)

Zholkovsky, A. K. (2005). Izbrannye statii o russkoj poezii: Invarianty, struktury, strategii, interteksty [Selected Papers on Russian Poetry: Invariants, Structures, Strategies, Intertextuality]. Moscow: Russian State University for the Humanities. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2019.21.3.043

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru