Анна Ахматова и «парижская нота»: к вопросу о поэтическом влиянии

Natalia Valerievna Nalegach

Аннотация


Статья посвящена рассмотрению влияния Анны Ахматовой на поэтику «парижской ноты». Такая постановка проблемы диктует обращение к историко-литературному подходу, в рамках которого выполнена работа. В центре внимания лирические системы А. Штейгера и Л. Червинской как наиболее полно воплощающие творческие установки этого течения. Сопоставительный анализ стихотворений А. Штейгера и Л. Червинской с лирикой А. Ахматовой 1910-х — начала 1920-х гг. в контексте ее осмысления в прижизненной критике с акцентом на оценки Г. Адамовича позволил выявить степень усвоения ее поэтических открытий на уровне тематики и стилевых решений. Среди таковых — интимизация содержания, диалогизация композиции, лаконизм поэтической формы, пуантировка лирического сюжета, сдержанность изобразительно-выразительных средств ради усиления психологического воздействия и убедительности лирического переживания. Творческий опыт А. Ахматовой воспринят представителями «парижской ноты» не без воздействия концепций Г. Адамовича о путях развития русской поэзии, в силу чего он мыслится в неразрывной связи с общеакмеистическими установками, традициями А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и И. Ф. Анненского. Этим объясняется значимость для рассматриваемых поэтических миров мотива совести. Тем не менее, учитывая, что основной период формирования и расцвета «парижской ноты» приходится на 1930-е гг., более востребованной в творчестве представителей «незамеченного поколения» оказывается ее любовная лирика и тема творчества, поскольку их разработка органично сочетается со стремлением младших поэтов русского зарубежья первой волны выразить жизнь отдельной души.


Ключевые слова


А. Ахматова; Г. Адамович; Л. Червинская; А. Штейгер; «парижская нота»; поэтическая традиция; влияние.

Полный текст:

PDF

Литература


Barkovskaya, N. V. (2001). Literatura russkogo zarubezh’ja (Pervaja volna): uchebnoe posobie [Russian Foreign Literature (The First Wave): Handbook]. Yekaterinburg: AMB. (In Russian)

Eikhenbaum, B. M. (1986). Anna Ahmatova. Opyt analiza [Anna Akhmatova. Analysis Experience]. In B. M. Eikhenbaum, O proze. O pojezii: sbornik statej [About Prose. About Poetry. A Collection of Articles] (pp. 374–439). Leningrad: Hudozhestvennaya literatura: Leningradskoe otdelenie. (In Russian)

Fedyakin, S. R. (2008). Poslesloviye k “parizhskoi note” [Afterword for the Paris Note]. Literaturovedcheskiy zhurnal, 22, 112–122. (In Russian)

Il’insky, O. (2006). Tvorcheskij oblik Anny Ahmatovoj [The Creative Image of Anna Akhmatova]. Novyj zhurnal, 242, 220–226. (In Russian)

Khadynskaya, A. A. (2016). Akmeisticheskie tradicii v lirike A. Shtejgera [Acmeistic Traditions in the Lyrical Poetry of A. Steiger]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 18, 4 (157), 38–54. doi: 10.15826/izv2.2016.18.4.064 (In Russian)

Khadynskaya, A. A. (2018). Emigrantskaja lira russkogo Parizha: Pojezija “parizhskoj noty” v istoriko-kul’turnom kontekste [The Émigré Lyra of Russian Paris: The Poetry of the Paris Note in a Historical and Cultural Context]. Literatura v shkole, 8, 13–17. (In Russian)

Khazan, V. (2008). Iz nabliudenij nad emigrantskoj poetikoj [From Observations of Émigré Poetics]. Literaturovedcheskiy zhurnal, 22, 123–146. (In Russian)

Kihnej, L. G. (2004). Akmeizm: Miroponimanie i pojetika [Acmeism: Worldview and Poetics]. Moscow: Planeta. (In Russian)

Korostelev, O. A. (2008). “Parizhskaya nota” i protivostoyaniye molodezhnykh poeticheskikh shkol russkoy literaturnoy emigratsii [The Paris Note and the Opposition of Youth Poetic Schools of Russian Literary Emigration]. Literaturovedcheskiy zhurnal, 22, 3–50. (In Russian)

Ratnikov, K. V. (1998). “Parizhskaja nota” v pojezii russkogo zarubezh’ja [The Paris Note in the Poetry of Russian Abroad]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University. (In Russian)

Sokolova, V. A. (2010). Motivy liriki I. Annenskogo i A. Ahmatovoj v tvorchestve Iriny Knorring (razvetvlennost’ pojeticheskoj rodoslovnoj) [Motifs in the Lyrical Poetry of Annensky and Akhmatova in the Works of Irina Knorring (Vast Genealogy)]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Jaroslava Mudrogo, 56, 62–66. (In Russian)

Zhirmunsky, V. M. (1977). Preodolevshie simvolizm [The Ones Who Have Overcome Symbolism]. In V. M. Zhirmunsky, Teorija literatury. Pojetika. Stilistika [Theory of Literature. Poetics. Stylistics] (pp. 106–133). Leningrad: Nauka. (In Russian)

Zobnin, Yu. V. (2010). Poeziya beloy emigratsii: “nezamechennoye pokolenie” [The Poetry of White Emigration: “Unnoticed Generation”]. St Petersburg: SPbGUP. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2019.21.3.044

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru