Ахматова и загадка Шекспира

Galina Pavlovna Mikhailova

Аннотация


В воспоминаниях современников Анны Ахматовой высказывания о ее интересе к личности и творчеству Уильяма Шекспира обрело статус locus communis. Это пристрастие закреплено ею самой в записных книжках 1958–1966 гг. Приведем такой факт: в планах Ахматовой за 1957 г. значится написание книги, второй раздел которой, «Marginalia», должен был включать заметки о Шекспире.

В статье исследуются причины интереса Анны Ахматовой к вопросу атрибуции наследия Уильяма Шекспира. В рассуждения вовлекаются мемуарные свидетельства современников Ахматовой — В. Рецептера, В. Муравьева, И. Ивановского, Г. Глёкина, Л. Чуковской, Э. Герштейн, а также фрагменты из ее записных книжек и художественных произведений («Поэмы без героя», драмы «Пролог, или Сон во сне» и др.). Ахматова принимала участие в дебатах о том, кто написал пьесы Шекспира и об идентичности «Уильяма Шекспира». Она сомневалась в том, что актер и театральный антрепренер из Стратфорда-на-Эйвоне является автором многочисленных пьес. Ахматова осознавала, что в Европе времен Шекспира авторство не имело первостепенного значения или того значения, которое мы придаем ему сегодня. Но она не разделяла точку зрения некоторых своих собеседников (В. Рецептера, В. Муравьева) на возможность существования «искусства без имен».

Необходимость точного определения автора знаменитых пьес и сонетов была продиктована желанием прояснить для себя некоторые литературно-эстетические проблемы: взаимоотношение между реальным и имплицитным автором, степень дистанцированности alter еgо автора в тексте произведения от самого писателя, возможность дискурсивной игры в пределах цепочки «автор — нарратор — персонаж — читатель», механизмы вытеснения либо «затемнения» исповедального начала.


Ключевые слова


мемуары; «Пролог, или Сон во сне», «Поэма без героя»; Валери; Фуко; авторство; множественный субъект; читатель.

Полный текст:

PDF

Литература


Alekseev, M. P. (Ed.). (1965). Shekspir i russkaia kul’tura [Shakespeare and Russian Culture]. Moscow; Leningrad: Nauka. (In Russian)

Anikst, A. А. (1964). Shekspir [Shakespeare]. Moscow: Molodaia gvardija. Retrieved from http://digital.library.wisc.edu/1711.dl/FRUS.FRUS1941v01. (In Russian)

Bakhtin, M. M. (1986). Estetika slovesnogo tvorchestva [The Aesthetics of Verbal Creativity]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Barthes, R. (1989). Izbrannye raboty: Semiotika: Poetika [Selected Works: Semiotics. Poetics]. Moscow: Progress. (In Russian)

Chernykh, V. A. (2008). Letopis’ zhizni i tvorchestva Anny Akhmatovoi. 1889–1966 [A Chronicle of Life and Creative Activity of Anna Akhmatova. 1889–1966]. Moscow: Indrik. (In Russian)

Foucault, M. (1996). Volia k istine: po tu storonu znaniia, vlasti i seksual’nosti. Raboty raznykh let [The History of Sexuality: The Will to Knowledge. Works from Various Years]. Moscow: Kastal. (In Russian)

Glyokin, G. V. (2015). Chto mne dano bylo… Ob Anne Akhmatovoi [What Was Given to Me... About Anna Akhmatova]. Moscow: Azbukovnik. (In Russian)

Ivanov, D. A., Makarov, V. S., & Radlov, S. D. (2018). Shekspir i “shekspiry” [Shakespeare and “Shakespeares”]. Inostrannaia literatura, 8, 120–184. (In Russian)

Kovalenko, S. (2001). Anna Akhmatova (Lichnost’. Real’nost’. Mif) [Anna Akhmatova (Personality. Reality. Myth)]. In S. Kovalenko (Comp.), Anna Akhmatova: pro et contra (Vols. 1–2). (Vol. 1, pp. 2–52). St Petersburg: RASG. (In Russian)

McCrea, S. (2005). The Case for Shakespeare: The End of the Authorship Question. Westport, Conn.: Praeger.

Mikhailova, G. (2010). Stikhotvornye posviashcheniia Anny Akhmatovoi v sotsio-kul’turnom prostranstve 1940–1960-kh godov [Anna Akhmatova’s Dedications in Sociocultural Space (1940s–1960s)]. Literatūra, 52 (2), 63–79. (In Russian)

Nemirovsky, I. V. (2003). Tvorchestvo Pushkina i problema publichnogo povedeniia poeta [Pushkin’s Lyrical Poetry and the Problem of the Poet’s Public Behaviour]. St Petersburg: Giperion. (In Russian)

Pasternak, B. (1990). Ob iskusstve. “Okhrannaia gramota” i zametki o khudozhestvennom tvorchestve [On Art. Safe Conduct and Notes on Art and Creative Work]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Peshkov, I. V. (2015). F1, ili Kniga dokazatel’stv: teorema Shekspira kak lemma avtorstva [F1, or the Book of Evidence: Shakespeare’s Theorem as a Lemma of Authorship]. Moscow: Ripol-Klassik. (In Russian)

Shapiro, J. (2010). Contested Will: Who Wrote Shakespeare? New York: Simon & Schuster; London: Faber and Faber.

Smith, E. (2008, April). The Shakespeare Authorship Debate Revisited. Literature Compass, 5, 618–632.

Timenchik, R. D. (2014). Poslednii poet. Akhmatova v 1960-e gody [The Last Poet: Anna Akhmatova in the 1960s] (Vol. 1). (2nd ed.). Moscow; Jerusalem: Mosty kul’tury / Gesharim. (In Russian)

Valéry, P. (1957). Questions de Poésie. In P. Valéry, Œuvres I (pp. 1280–1294). Paris: Gallimard; Bibliothèque de la Pléiade. (In French)

Valéry, P. (1976). Ob iskusstve [On Art]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Woodmansee, M. (2001). Genii i kopirait [The Genius and the Copyright]. Novoe literaturnoe obozrenie, 48, 35–48. (In Russian)

Zolyan, S. (2012). Pushkin v mirakh akhmatovskoi interpretatsii [Pushkin in the Worlds of Akhmatova’s Interpretations]. In S. Zolyan, & M. Lotman, Issledovaniia v oblasti semanticheskoi poetiki akmeizma [Studies in the Semantic Poetics of Acmeism] (pp. 201–280). Tallinn: Tallinn University Press. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2019.21.3.046

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru