Сибирь в художественной оптике Анны Ахматовой (контекст стихотворения «Немного географии»)

Natalia Aleksandrovna Rogacheva

Аннотация


В статье рассматривается структура сибирского текста в поэзии и прозе Анны Ахматовой, преимущественно сложившегося в ее творчестве 1930–1940-х гг. Цель исследования — установление повторяющихся, системных признаков авторского пространства Сибири с учетом методологических принципов рассмотрения «психофизиологических» пространств, сформулированных в ряде работ В. Н. Топорова. Сибирский локус Ахматовой диалогически и полемически соотнесен с лирикой О. Мандельштама, прозой Л. Н. Толстого, поэзией ссыльных декабристов. В нем нет привычных для русской литературы «общих мест», ландшафтных деталей, место которых занимают имена собственные (топонимы, наименования лиц). Основным объектом историко-культурного комментария является стихотворение «Немного географии» («Не столицею европейской»), написанное одновременно с поэмой «Реквием» в 1937 г. В статье выявлены контекстные связи стихотворения с другими произведениями Ахматовой (поэма «Русский Трианон», «Поэма без героя» и др.), с лирикой А. И. Одоевского, с романами Л. Н. Толстого «Воскресение», «Война и мир» и др. Установлена структура перцептивного пространства в стихотворениях Ахматовой о Сибири, которая основана на подавлении зрительного восприятия и повторении ольфакторных признаков. Отказ от внешнего изображения Сибирской земли, акцент на интертекстуальном характере сенсорных мотивов позволяют предположить, что в художественной оптике Ахматовой Сибирь представлена как точка зрения на мир, как исток катастрофического сознания лирического субъекта и мотивировка пророческих форм лирического высказывания с их принципиальной незавершенностью и фрагментарностью композиции.


Ключевые слова


Анна Ахматова; «Немного географии»; художественная оптика; сибирский текст; сибирские топонимы; интертекстуальность; психо­физиологическое пространство; Л. Н. Толстой; А. И. Одоевский.

Полный текст:

PDF

Литература


Chukovskaya, L. K. (1997). Zapiski ob Anne Akhmatovoi [Notes about Akhmatova] (Vol. 1). Moscow: Soglasie. (In Russian)

Erokhina, I. V. (2006, July-August). Genii i zlodeistvo: pushkinskii podtekst v “Rekvieme” Anny Akhmatovoi [Geniuses and Villainy: Pushkin’s Overtones in Requiem by Anna Akhmatova]. Voprosy literatury, 4, 198–222. (In Russian)

Gasparov, M. L. (1995). Orpheus faber. Trud i postoianstvo v poezii O. Mandelshtama [Orpheus Faber. Work and Continuity in the Poetry of O. Mandelstam]. In M. L. Gasparov, Izbrannye statji [Selected Articles] (pp. 221–237). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

Serman, I. Z. (2003). Radishchev i Akhmatova [Radishchev and Akhmatova]. In N. D. Kochetkova (Ed.), A. N. Radishchev: russkoe i evropeiskoe Prosveshchenie: materialy Mezhdunarodnogo simpoziuma, 24 iiunia 2002 [A. N. Radishchev: The Russian and European Enlightenment. International Symposium Materials, June 24, 2002] (pp. 9–18). St Petersburg: St Petersburg Research Center RAN. (In Russian)

Serova, M. V. (2005). Anna Akhmatova: Kniga Sud’by (fenomen “akhmatovskogo teksta”: problema tselostnosti i logika vnutristrukturnykh vzaimodeistvii) [Anna Akhmatova: The Book of Fate (The Phenomenon of ‘Akhmatova’s Text’: The Problem of Completeness and Intrastructural Interactions)]. Izhevsk; Yekaterinburg: s. n. (In Russian)

Temnenko, G. M. (2013). Anna Akhmatova: opyty intertekstual’nykh i immanentnykh prochtenii [Anna Akhmatova: An Attempt at Intertextual and Immanent Perusal]. Simferopol: ARIAL. (In Russian)

Timenchik, R. (2014). Poslednii poet. Anna Akhmatova v 60-e gody [The Last Poet. Anna Akhmatova in the 1960s] (Vols. 1–2). Moscow: Mosty kul’tury / Gesharim. (In Russian)

Toporov, V. N. (1995). Ob individual’nykh obrazakh prostranstva (“Fenomen” Baten’kova) [On Individual Images of Space (Batenkov’s Phenomenon)]. In V. N. Toporov, Mif. Ritual. Simvol. Obraz: Issledovaniia v oblasti mifopoeticheskogo: Izbrannoe [Myth. Ritual. Symbol. Image: Studies in the Sphere of the Mythopoetic: Selected Writings] (pp. 446–475). Moscow: Progress — Kul’tura. (In Russian)

Tsiv’yan, T. V. (2001). “Zolotaia golubiatnia u vody…”: Venetsiia Akhmatovoi na fone drugikh russkikh Venetsii [“Golden dovecote near the water”: Akhmatova’s Venice as Compared to Other Russian Venices]. In T. V. Tsiv’yan, Semioticheskie puteshestviia [Semiotic Journeys] (pp. 40–51). St Petersburg: Izdatel’stvo Ivana Limbakha. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2019.21.3.048

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru