ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена актуализации событий революции 1917 г. в процессе государственных праздников 1920–1930-х гг. Интерпретация революции как героического события, открывшего путь в светлое будущее, создавала миф о революции, который активно презентовался в ходе праздничных мероприятий. В ходе празднования годовщин Октябрьской революции складывалась официальная трактовка истории как самой революции, так и советского государства.
Как особый тип памятных мероприятий революционные праздники выполняли не только рекреационную задачу, но и играли мобилизующую роль, а также конструировали в сознании советских граждан память, которая отвечала бы задачам власти о формировании «нового» человека. Эмоционально воздействуя на общество, праздники консолидировали население и создавали каноническую систему символов и риторических фигур.
Большинство информационно-пропагандистских задач решалось в том числе и благодаря изменению атмосферы повседневной жизни: массовый, возвышенно-эмоциональный характер праздничных мероприятий способствовал внедрению в сознание граждан новых духовных ценностей и правил поведения, которые транслировались как единственно верные.
Степень воздействия праздничного ритуала на сознание участников была усилена за счет его художественно-эстетического оформления. Волнение, испытываемое участниками демонстраций и парадов, запоминалось ими надолго, и праздник воспринимался как элемент отдыха, рекреации после тяжелых будней.
В СССР юбилейные торжества превратились в ежегодный формализованный ритуал праздника с театрализованными шествиями и демонстрациями трудящихся.
Assmann, J. (2004). Kul’turnaia pamiat’. Pis’mo, pamiat’ o proshlom i politicheskaia identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosti [Cultural Memory. Letter, Memory of the Past and Political Identity in the High Cultures of Antiquity]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury. (In Russian)
Barysheva, Е. V. (2011). Politicheskiye diskursy gosudarstvennykh prazdnikov [Political Discourses of Public Holidays]. In A. P. Logunov (Ed.), Budushcheye nashego proshlogo [Future of Our Past] (pp. 55–65). Moscow: RGGU. (In Russian)
Bell, C. (1992). Ritual Theory, Ritual Practice. Oxford; New York: Oxford University Press.
Bloch, M. (2005). Ritual and Deference. In M. Bloch, Essays on Cultural Transmission (pp. 123–138). Oxford: Berg.
Feuchtwang, S. (2010). Ritual and Memory. In S. Radstone, & B. Schwarz (Eds.), Memory: Histories, Theories, Debates (pp. 281–298). New York: Fordham University Press.
Halbwachs, M. (2005). Kollektivnaia i istoricheskaia pamiat’ [Collective and Historical Memory]. Neprikosnovennyi zapas, 2–3 (40–41), 8–27. (In Russian)
Hatton, P. (2003). Istoriya kak iskusstvo pamiati [History as an Art of Memory]. St Petersburg: Vladimir Dal. (In Russian)
Nora, P. (1999). Kak pisat’ istoriiu Frantsii [How to Write the History of France]. In P. Nora et al., Frantsiia-pamiat’ [France-Memory]. St Petersburg: St Petersburg State University Press. (In Russian)
Rolf, M. (2009). Sovetskiie massovyie prazdniki [Soviet Mass Holidays]. Moscow: ROSSPEN. (In Russian)
Sherpelev, L. I. (1971). Agitatsionno-propagandistskaia rabota Kommunisticheskoi partii v sviazi s provedeniiem revolyutsionnykh prazdnikov i yubileiev (1918–1927 gg.) [Propaganda Work of the Communist Party in Connection with the Revolutionary Holidays and Anniversaries (1918–1927)] (doctoral dissertation). Gorky State University named after N. I. Lobachevsky, Gorky. (In Russian)
Winter, J. (2010). Sites of Memory. In S. Radstone, & B. Schwarz (Eds.), Memory: Histories, Theories, Debates (pp. 312–324). New York: Fordham University Press.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru