Образ допетровской Руси в творчестве В. Г. Шварца и историко-бытовая концепция в русской исторической науке 1860-х гг.

Maria Aleksandrovna Chukcheeva

Аннотация


Основная цель статьи — проанализировать, как развивалась «археологическая» тенденция в русской исторической живописи шестидесятых годов XIX в. и показать, как пересекались труды историков с картинами В. Г. Шварца. В статье рассматривается, каким образом в русском обществе возник интерес к отечественным древностям и стал складываться образ допетровской повседневности в 1860-е гг.

С 1860-х гг. в России началось складывание новой формулы презентации истории — «исторического жанра», возникшего во Франции в 1820–1830-е гг. Одной из основных черт исторической картины нового типа была «археологическая точность». Основоположником «исторического жанра» на русской почве принято считать художника-интеллектуала В. Г. Шварца. Появление «исторического жанра» в России совпало с оформлением в исторической науке историко-бытовой концепции, разрабатываемой И. Е. Забелиным, и этнографического подхода Н. И. Костомарова.

Основное внимание сосредоточено на картине Шварца «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче» (1865), которая является ярким примером визуальной реконструкции обряда шествия на осляти. Сравнивая картину В. Г. Шварца с рисунком А. И. Шарлеманя на тот же сюжет, мы показываем, как Шварц, следуя за травелогами и сочинениями историков, точнее воспроизвел этот обряд.

Статья основана на изучении архивных материалов, отечественной прессы XIX в. и сочинений историков — Забелина и Костомарова. Настоящая работа построена на анализе связей между сочинениями историков c живописными и графическими произведениями В. Г. Шварца, применялся междисциплинарный компаративистский подход, с ориентацией на работы С. Банна и Б. Райт.


Ключевые слова


В. Г. Шварц; И. Е. Забелин; Н. И. Костомаров; археология; быт допетровской Руси; историко-бытовая концепция.

Полный текст:

PDF

Литература


Aksenova, G. V. (2009). Russkii stil’: Genii Fedora Solntseva [Russian Style: Fyodor Solntsev’s Genius]. Moscow: Slovo/Slovo. (In Russian)

Altschuller, M. G. (1996). Epokha Waltera Scotta v Rossii: Istoricheskii roman 1830-kh godov [Walter Scott’s Epoch in Russia: Historical Novels in the 1830s]. Moscow: Akademicheskii proekt. (In Russian)

Bann, S. (1984). The Clothing of Clio: A Study of Representation of History in Nineteenth Century Britain and France. Cambridge: Cambridge University Press.

Chernysheva, M. A. (2018). Liricheskij istorizm. Kartina Vyacheslava Schwartza “Veshnij carskij poezd na bogomolje” [Lyrical Historicism. Vyacheslav Schwartz’s Picture Spring Tsar’s Train on a Pilgrimage]. Iskusstvoznanie, (3), 98–123. (In Russian)

Chukcheeva, M. A. (2017). Formirovanie istoricheskogo zhanra v Rossii v 1860-e gody i tvorchestvo V. G. Schwartza [The Formation of the Genre Historique in Russia in the 1860s and Schwartz’s Art]. Khudozhestvennaia kultura, 1 (19). Retrieved from http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2017-1-19/prikladnaya-kulturologiya/5224.html.

Efros, A. M. (1969). Dva veka russkogo iskusstva [Two Centuries of Russian Art]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Elshevskaya, G. V. (1993). Prostranstvo istorii v prostranstve kartiny [The Space of History in the Space of a Picture]. Voprosy iskusstvoznanija, 4, 94–107. (In Russian)

Gaehtgens, T. W. (1996). Menzel et la peinture française de son temps: deux conceptions du genre historique. In C. Keisch, & M. U. Riemann-Reyher (Eds.), Menzel (1815–1905) : ‘la névrose du vrai’ (pp. 113–124). Paris: Editions de la Réunion des Musée nationaux.

Gilchrist, M. M. (1994). Images of Petrine Era in Russian History Painting. University of St Andrews.

Gorina, T. N., Milotvorskaya, M. B., Mashkovtsev, N. G. et al. (Auth.), Neklyudova, M. G. (Ed.). (1980). Istoriia russkogo iskusstva. T. 2: Iskusstvo vtoroi poloviny XIX veka [The History of Russian Art. Vol. 2: The Art of the Second Half of the 19th Century] (Book 1). Moscow: Izobraz. iskusstvo. (In Russian)

Grabar, I. E. (Ed.). (1965). Istoriia russkogo iskusstva [The History of Russian Art] (Vol. 9, Book 1). Moscow: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. (In Russian)

Gray, R. P. [Blakesley, R. P.]. (2000). Russian Genre Painting in the Nineteenth Century. Oxford: Clarendon Press.

Jahn, H. F. (2004). “Us”: Russians on Russianness. In S. Franklin, & E. Widdis (Eds.), National Identity in Russia Culture. An Introduction (pp. 53–73). Cambridge: Cambridge University Press.

Kirichenko, E. I. (1997). Russkii stil’: poiski vyrazheniia natsional’noi samobytnosti. Narodnost’ i natsional’nost’. Traditsii drevnerusskogo i narodnogo v russkom iskusstve XVIII — nachala XX veka [Russian Style: The Search of Expression of the National Identity. Ethnicity and Nationality. The Tradition of the Old Russian and Popular in the Russian Art of the Late 18th –Early 20th Centuries]. Moscow: Galart; AST-LTD. (In Russian)

Konopleva, M. S. (1940). Istoricheskii zhivopisets V. G. Schwartz [History Painter V. G. Schwartz]. Iskusstvo, 4, 42–62. (In Russian)

Milchina, V. A. (2014). Frantsuzy, narisovannye imi samimi i perevedennye russkimi [Frenchmen Painted by Themselves and Translated by Russians]. In V. A. Milchina (Trans., Ed.), Frantsuzy, narisovannye imi samimi; Parizhanki [Frenchmen Painted by Themselves. Parisian Women] (pp. 5–45). Moscow: NLO. (In Russian)

Mokhnacheva, M. P. (1999). Zhurnalistika i istoricheskaia nauka. Kn. 2: Zhurnalistika i istorio­graficheskaia traditsiia 30–70-kh gg. XIX v. [Journalism and Historiography. Book 2: Journalism and the Historiographical Tradition of the 1830–1870s]. Moscow: RGGU. (In Russian)

Rubinstein, N. L. (1965). Ivan Egorovich Zabelin. Istoricheskie vozzreniia i nauchnaia deiatel’nost’ [Ivan Egorovich Zabelin. Historical Views and Scholarly Activity]. Istoriia SSSR, 1, 54–74. (In Russian)

Russkaia istoricheskaia zhivopis’. Vystavka 1939 g.: [katalog] [Russian History Painting]. (1939). Moscow: Izdanie Gosudarstvennoi Tret’iakovskoi galerei. (In Russian)

Sakharov, A. N. (1990). I. E. Zabelin: novaia otsenka tvorchestva [I. E. Zabelin: New Evaluation of Oeuvre]. Voprosy istorii, 7, 3–17. (In Russian)

Schäfer, M. (1985). Historienmalerei und Nationalbewusstsein in Russland 1860–1890 (dissertation). Köln. (In German)

Schmidt, S. O. (1997). I. E. Zabelin i russkaia kul’tura [I. E. Zabelin and Russian Culture]. In S. O. Schmidt, Put’ istorika: Izbrannye trudy po istochnikovedeniiu i istoriografii [The Way of a Historian: Selected Works on Source Study and Historiography] (pp. 292–305). Moscow: RGGU.

Taranushenko, S. A. (1946). Viacheslav Grigoryevich Schwartz [1838–1869]. Kursk: Kurskaia Pravda. (In Russian)

Tarasova, M. S. (Ed.). (2008). Nasledie semji Schwartz: [katalog vystavki]: k 170-letiiu Vyacheslava Grigoryevicha Schwartza [The Heritage of Schwartz’s Family. For Vyacheslav Grigoryevich Schwartz’s 170th Birthday]. Kursk: Polstar. (In Russian)

Tolstoy, V. P. (1947). Vyacheslav Grigoryevich Schwartz. 1838–1869. Moscow. (In Russian)

Tolstoy, V. P. (1958). V. G. Schwartz (1838–1869). In A. I. Leonov (Ed.), Russkoe iskusstvo: Ocherki o zhizni i tvorchestve khudozhnikov. Seredina XIX veka [Russian Art: Sketches on Life and Art in the Mid-19th Century] (pp. 723–736). Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Topychkanov, A. V. (2010). Istoki istoriko-bytovoi kontseptsii I. E. Zabelina [The Origins of Zabelin’s Historical and Everyday Life Concept]. In V. L. Egorov (Ed.), Zabelinskie nauchnye chteniia. 2008. Istoricheskii muzei — entsiklopediia otechestvennoi istorii i kul’tury [Zabelin Scholarly Readings — 2008. Historical Museum — an Encyclopaedia of National History and Culture]. Proceedings of State Histоrical Museum (Iss. 182, 50–57). Moscow: State Historical Museum. (In Russian).

Trofimenkov, M. S. (1990). Evoliutsiia frantsuzskoi istoricheskoi zhivopisi [The Evolution of French History Painting]. In N. N. Kalitina, & I. D. Chechot (Eds.), Problemy izobrazitel’nogo iskusstva XIX stoletiia [Issues of 19th Century Fine Art] (pp. 116–133). Leningrad: Leningrad University Press. (In Russian)

Vereshchagina, A. G. (1960). Vyacheslav Grigoryevich Schwartz. Leningrad; Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Vereshchagina, A. G. (1990). Istoricheskaia kartina v russkom iskusstve: shestidesiatye gody XIX v. [History Painting in the Russian Art of the 1860s]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Vzdornov, G. I. (1986). Istoriia otkrytiia i izucheniia russkoi srednevekovoi zhivopisi. XIX vek [The History of Discovery and Study of Russian Medieval Painting. 19th Century]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Whittaker, C. H. (Ed.). (2010). Visualizing Russia: Fedor Solntsev and Crafting a National Past. Leiden; Boston: Brill.

Wortman, R. S. (2002). Stsenarii vlasti: Mify i tseremonii russkoi monarkhii [Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy]. Moscow: O.G.I. (In Russian)

Wortman, R. (2014). Alexey Olenin, Fedor Solntsev, and the Development of a Russian National Esthetic. In R. Wortman, Visual Texts, Ceremonial Texts, Texts of Exploration: Collected Articles on the Representation of Russian Monarchy (pp. 101–121). Boston: Academic Studies Press.

Wright, B. S. (1997). Painting and History during French Restoration: Abandoned by the Past. Cambridge: Cambridge University Press.

Wright, B. S. (2007). The Space of Time: Delaroche’s Depiction of Modern Historical Narrative. Nineteenth Century French Studies, 36, 1–2, 72–93.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2019.21.4.068

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru