Жест отчаяния в повести Ф. М. Достоевского «Кроткая» и ее театральные интерпретации

Ksenia Nikolaevna Oteva

Аннотация


В статье исследуется поэтика жеста в повести Ф. М. Достоевского «Кроткая», ранее не становившаяся предметом специального внимания достоевсковедения. Цель статьи — проанализировать особенности жестового поведения героев в моменты отчаяния, а также показать, как современные театральные постановки по произведению выявляют важность невербального уровня изображения человека в художественном мире «Кроткой». Автор делает вывод о том, что в кризисные эпизоды повествования (хождение вокруг тела мертвой жены, борьба двух воль в сцене с револьвером, самоубийство Кроткой) актуализируются ключевые кинетические мотивы повести: движение по отношению друг к другу и смотрение друг на друга. Жесты смотрения связаны с желанием понять другого. Постижение чужой правды начинается со взгляда на тело мертвой женщины; жест отведения и закрывания глаз в сцене с револьвером демонстрирует отказ понять страдание другого человека. Анализ жестов, описывающих передвижения Закладчика и Кроткой по отношению друг к другу, показывает, что герои поочередно пытаются сблизиться, но вместо этого неуклонно отдаляются. В самоубийстве Кроткой жест превращается в поступок: героиня выбирает движение не навстречу Закладчику, а, наоборот, от него.

На примере анализа постановок в театре «Мастерская» и БДТ им. Г. А. Товстоногова показано, что смыслы, заложенные в произведении на уровне жеста, прочитываются современной культурой в контексте проблемы диалога. Театр высвечивает в тексте Достоевского противоречие между отъединенностью человека от других и вместе с тем его потребностью в понимании и любовном принятии.


Ключевые слова


Достоевский; «Кроткая»; жест; интерпретация; театральная постановка; диалог.

Полный текст:

PDF

Литература


Belobrovtseva, I. Z. (1978). Mimika i zhest u Dostoevskogo [Mime and Gesture in Dostoevsky’s Works]. In G. M. Friedlender (Ed.), Dostoevsky: materialy i issledovaniia [Dostoevsky: Materials and Studies] (Vol. 3, pp. 272–346). Leningrad: Nauka. (In Russian)

Denisova, A. V. (2014). “Stradanie tut ochevidnoe…” (“Krotkaia” F. M. Dostoevskogo v kontekste “Dnevnika pisatelia” za 1876 god) [“Suffering Here Is Obvious…” (A Gentle Creature by Dostoevsky in the Context of A Writer’s Diary of 1876)]. Rossiiskii gumanitarnyi zhurnal, 3(5), 388–393. Retrieved from http://libartrus.com/arch/files/2014/5/07_140113_Denisova_v3.pdf. (In Russian)

Esaulov, I. A. (2018). Khudozhestvennyi mir Dostoevskogo v svete oppozitsii “iurodstvo / shutovstvo” i pozitsiia Bakhtina: na materiale fantasticheskogo rasskaza “Krotkaia” [Dostoevsky’s Fictional World in the Light of the “Foolishness for Christ / Buffoonery” Opposition and Bakhtin’s Position: With Reference to the Fantastic Story A Gentle Creature]. Dostoevsky i mirovaia kul’tura, 36, 75–86. (In Russian)

Gabdullina, V. I. (2008). Semiotika zhesta v poeticheskoi sisteme Dostoevskogo: sakral’noe i profannoe [The Semiotics of Gesture in Dostoevsky’s Poetical System: Sacred and Profane]. Sibirskii filologicheskii zhurnal, 3, 46–51. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/v/semiotika-zhesta-v-poeticheskoy-sisteme-f-m-dostoevskogo-sakralnoe-i-profannoe. (In Russian)

Girshman, M. M. (1982). Ritm khudozhestvennoi prozy [The Rhythm of Fictional Prose]. Moscow: Sovetskiy pisatel’. (In Russian)

Isupov, K. G. (2015). Zhest [Gesture]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 1–2, 146–150. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/v/zhest-frants-geste. (In Russian)

Jackson, L. (1997). V neschastje iasneet istina: kontsovka “Krotkoi” [The Truth is Clearer in Calamity: The Ending of A Gentle Creature]. Dostoevsky i mirovaia kul’tura, 9, 100–106. (In Russian)

Kasatkina, T. A. (2015). Khudozhestvennye teksty v sostave “Dnevnika pisatelia” F. M. Dostoevskogo: Kontekstnyi analiz. “Krotkaia” [Literary Texts as a Part of Dostoevsky’s A Writer’s Diary: Contextual Analysis. A Gentle Creature]. In T. A. Kasatkina, Sviashchennoe v povsednevnom: Dvusostavnyi obraz v proizvedeniiakh F. M. Dostoevskogo [The Sacred in Everyday Life: A Two-part Image in the Works of F. M. Dostoevsky] (pp. 412–420). Moscow: The Gorky Institute of World Literature, RAS. (In Russian)

Kreidlin, G. E. (2002). Neverbal’naia semiotika. Iazyk tela i estestvennyi iazyk [Non-Verbal Semiotics. Body Language and Natural Language]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

Mikhnovets, N. G. (1996). “Krotkaia”: literaturnyi i muzykal’nyi kontekst [A Gentle Creature: A Literary and Musical Context]. In N. F. Budanova, & G. M. Friedlender (Eds.), Dostoevsky: materialy i issledovaniia [Dostoevsky: Materials and Research] (Vol. 13, pp. 143–167). Leningrad: Nauka. (In Russian)

Nazirov, R. G. (2005a). Zhesty miloserdiia v romanakh Dostoevskogo [The Gestures of Mercy in Novels by Dostoevsky]. In R. G. Nazirov, Russkaia klassicheskaia literatura: sravnitel’no-istoricheskii podkhod. Issledovaniia raznykh let: sbornik statei [Russian Classical Literature: Comparative Historical Approach. Studies from Various Years: A Collection of Articles] (pp. 125–133). Ufa: Bashkir State University. (In Russian)

Nazirov, R. G. (2005b). Semantika dvizheniia v romanakh Dostoevskogo [The Semantics of Movement in Dostoevsky’s Novels]. In R. G. Nazirov, Russkaia klassicheskaia literatura: sravnitel’no-istoricheskii podkhod. Issledovaniia raznykh let: sbornik statei [Russian Classical Literature: Comparative Historical Approach. Studies from Various Years: A Collection of Articles] (pp. 199–206). Ufa: Bashkir State University. (In Russian)

Nelipa, E. E. (2010). Sviaz’ ritual’nykh i protivopolozhnykh im zhestov personazhei romana F. M. Dostoevskogo “Besy” s ego problematikoi [The Connection between the Problematics of Dostoevsky’s Novel Demons and Ritual Gestures and Those Contrary to Them of its Characters]. Molodoi uchenyi, 4, 200–203. Retrieved from https://moluch.ru/archive/15/1375/. (In Russian)

Pis, R. (1997). “Krotkaia” Dostoevskogo: riad vospominanii, vedushchikh k pravde [A Gentle Creature by Dostoevsky: Some Memories Leading to the Truth]. In N. F. Budanova, & I. D. Yakubovich (Eds.), Dostoevsky: materialy i issledovaniia [Dostoevsky: Materials and Studies] (Vol. 14, pp. 187–196). Leningrad: Nauka. (In Russian)

Pukhachev, S. B. (2006). Poetika zhesta v proizvedeniiakh F. M. Dostoevskogo (na materiale romanov “Prestuplenie i nakazanie”, “Idiot”, “Besy”, “Podrostok”, “Bratja Karamazovy”) [The Poetics of Gesture in Dostoevsky’s Novels (with Reference to Crime and Punishment, The Idiot, Demons, The Adolescent, The Brothers Karamazov] (doctoral dissertation). Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod. (In Russian)

Tunimanov, V. A. (1999). “Krotkaia” Dostoevskogo i “Kreitzerova sonata” Tolstogo (dve ispovedi) [A Gentle Creature by Dostoevsky and The Kreutzer Sonata by Tolstoy (Two Confessions)]. Russkaya literatura, 1, 53–88. (In Russian)

Voloshina, A. (2010). “Krotkaia” [A Gentle Creature]. Peterburgskii teatral’nyi zhurnal. Blog. Retrieved from http://ptj.spb.ru/blog/krotkaya-gavryshkin/. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2019.21.4.069

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru