Экфрасис и его функционирование в поэтике романа Пенелопы Лайвли «Фотография»

Olga Grigorievna Sidorova, Tatiana Anatolievna Poluektova

Аннотация


В статье на примере романа британской писательницы Пенелопы Лайвли «Фотография» (2003) раскрывается феномен экфрасиса — фотографического и живописного, рассматриваются его специфические особенности. Процесс взаимодействия художественного текста и фотографии позволяет авторам обозначить его двумя синонимичными терминами — «фотографический экфрасис» и «фототекстуальность». В романе дается несколько описаний фотографических изображений и живописного портрета, найденных одним из главных персонажей. Их экфрастическое описание дается через призму восприятия главных персонажей. Фотография, репрезентирующая определенный микросюжет, обладает особым нарративом, который возможен только при наличии взгляда персонажа, пытающегося разгадать не только «кадровую», но и закадровую тайну. Казавшие­ся незыблемыми воспоминания становятся относительными и ненадежными помощниками в поиске ответов. Прием «многоголосия» подрывает возможность объективного знания о прошлом. Благодаря фотографии, содержащей в себе модус воспоминаний, персонажи заново узнают Другого, обретая при этом идентичность и новый смысл в жизни.

Несмотря на то, что в романе представлен фотографический и живописный экфрасисы, первый является ведущим уже в силу того, что название романа «Фотография» отсылает читателя к определенному модусу восприятия произошедшего. Авторами обосновывается, что фотоэкфрасис позволяет определить жанр романа «Фотография» как фототекстуальный роман с психологической и детективной жанрообразующими доминантами. Экфрасис в романе П. Лайвли осуществляет сюжетообразующую, композиционную, психологическую, характерологическую и жанроопределяющую функции. Анализируемый роман, с одной стороны, является индивидуально-авторской художественной репрезентацией фотографического, с другой — отражает общие тенденции современной прозы с ее повышенным интересом к так называемому «визуальному повороту», произошедшему в гуманитарных науках во второй половине XX в.


Ключевые слова


Пенелопа Лайвли; «Фотография»; Ролан Барт; фотография; фотографический экфрасис; фототекстуальность; жанр; английская литература; память; воспоминание.

Полный текст:

PDF

Литература


Armstrong, N. (1999). Fiction in the Age of Photography: The Legacy of British Realism. London: Harvard University Press.

Barthes, R. (2016). Camera lucida. Kommentarii k fotografiiam [Camera Lucida. Reflections on Photography]. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian)

Berger, J. (2014). Fotografiia i ee prednaznachenie: esse [Understanding a Photograph]. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian)

Bochkareva, N. S., Tabunkina, I. A., & Zagorodneva, K. V. (2012). Mirovaya literatura i drugie vidy iskusstva: ekfrasticheskaya poeziya [World Literature and Other Arts: Ekphrastic Poetry]. Perm: Perm State National Research University. (In Russian)

Brunet, F. (2009). Photography and Literature. London: Reaktion Books Ltd. Retrieved from https://archive.org/stream/PhotographyAndLiterature/PhotographyAndLiterature_djvu.txt.

Bryant, M. (Ed.). (1996). Phototextuality: Reading Photographs and Literature. Newark: University of Delaware Press.

Davydova, O. S. (2014). Narrativ v fotografii: affekt vne vremeni [Narrative in Photography: An Out-of-time Affect]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie, 3, 86–88. (In Russian)

Golub, E. A., & Purgin, S. P. (2016). Fotografiia kak vstrecha: ekzistentsialnyi aspekt analiza [Photography as a Meeting: Existential Aspect of Analysis]. Izvestiia Uralskogo federalnogo universiteta. Series 3: Social Sciences, 11, 4 (158), 158–165. (In Russian)

Hart, J. (2004). “The Girl No One Knew: Photographs, Narratives, and Secrets in Modern Fiction”. Mosaic, 37 (4), 111–126.

Heffernan, J. (2015). Ekphrasis: Theory. In G. Rippl (Ed.), Handbook of Intermediality: Literature — Image — Sound — Music (pp. 35–49). Berlin; Boston: De Gruyter.

Hunter, J. (1987). Image and Word: The Interaction of Twentieth-Century Photographs and Texts. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Klomhaus-Hrács, H. (2007). Negative Visions: The Referential Authority of Photography in Contemporary Literary Fiction (doctoral dissertation). Chapel Hill.

Laurence, P. (2010). “Specters of Kath”: Negatives and Negativity in Penelope Lively’s The Photograph. Narrative, 18 (2), 220–228.

Mitchell, W. J. Т. (1994). Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago: University of Chicago Press.

Moran, M. H. (1997). The Novels of Penelope Lively: A Case for the Continuity of the Experimental Impulse in Postwar British Fiction. South Atlantic Review, 62 (1), 101–120.

Oró-Piqueras, M. (2014). Towards Old Age through Memory and Narrative in Penelope Lively’s The Photograph and How It All Began. Journal of English Studies, 12, 113–126.

Petrovskaya, E. V. (2002). Neproiavlennoe: ocherki po filosofii fotografii [The Invisible: Essays on the Philosophy of Photography]. Moscow: Ad Marginem. (In Russian)

Petrovskaya, E. V. (2012). Teoriya obraza [The Theory of Image]. Moscow: RGGU. (In Russian)

Rouillé, A. (2014). Fotografiia. Mezhdu dokumentom i sovremennym iskusstvom [The Photograph. Between Document and Contemporary Art]. St Petersburg: Cloudberry. (In Russian)

Rusieshvili-Cartledge, M., & Dolidze, R. (2015). Ekphrasis and Its Multifaceted Nature: Ways of Its Usage in Literature and Cinematography. The International Journal of Literary Humanities, 13(3), 1–8.

Sarukhanyan, A. P. (2005). Lively Penelope. In A. P. Sarukhanyan (Ed.), Entsiklopedicheskii slovar’ angliiskoi literatury XX veka [Encyclopaedic Dictionary of 20th-Century English Literature] (pp. 225–228). Moscow: Nauka. (In Russian)

Sontag, S. (2013). O fotografii [On Photography]. Moscow: Ad Marginem Press (In Russian)

Sudlenkova, O. A. (2011). The Role of Photographic Images in Contemporary Novels. Footpath, 5, 18–24.

Vasilyeva, E. V. (2014). Fotografiia i fenomen vremeni [Photography and the Phenomenon of Time]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 15, 1, 64–79. (In Russian)

Yatsenko, E. V. (2011). “Lyubite zhivopis’, poety…”. Ekfrasis kak khudozhestvenno-mirovozzrencheskaya model’ [“Love Pictures, Poets…”. Ekphrasis as an Artistic and Worldview Model]. Voprosy filosofii, 11, 47–57. Retrieved from http://vphil.ru/index.php?id=427&option=com_content&task=view. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2019.21.4.071

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru