Петр Соколов — уполномоченный Свободных государственных художественных мастерских: судьба реформатора

Evgeny Pavlovich Alekseev, Igor Vladimirovich Smekalov

Аннотация


Настоящая статья является первой научной публикацией, в которой анализируется творческий путь П. Е. Соколова (1886–1967), художника авангарда, сотрудника отдела ИЗО Наркомпроса, организатора Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ) в Воронеже, Перми, Екатеринбурге, Пензе в 1918–1921 гг. Долгое время имя художника было практически забыто, а в появившихся в 1960–1970-е гг. мемуарах его упоминали исключительно с негативной оценкой. Процесс «революционного преобразования» шел сложно, невозможно было не учитывать циркуляры и предписания из центра и специфику учебных заведений старой школы, на базе которых возникали региональные СГХМ. Не просто складывались отношения с коллегами и партийным руководством на местах. Поэтому столь неоднозначны и противоречивы оценки деятельности «комиссара от искусства». Возникший в наши дни интерес к личности художника связан с процессом изучения истории СГХМ. Комплексное исследование опубликованных и вновь выявленных документальных материалов о революционных реформах в системе художественного образования в 1918–1920 гг. позволило выявить творческую позицию Соколова, его место в системе разнообразных левых направлений в искусстве этого времени. Новые свидетельства и архивные документы дают возможность определить основные этапы творчества мастера, реконструировать его деятельность в качестве уполномоченного региональных СГХМ и проанализировать сохранившиеся произведения. Самоотверженный подвижник и максималист, Петр Соколов прилагал немало сил, пытаясь изменить художественную жизнь российской провинции. Образцы его живописи и графики 1918–1923 гг. позволяют сделать вывод о том, что он развивал сезаннизм, кубизм и кубофутуризм. Тенденция к выходу за пределы жестко очерченных «канонов», отсутствие стилистических границ, определенный эклектизм — основы творческого метода, обеспечившие Соколову широкое поле для формальных экспериментов. Используя наработки мастеров авангарда, испытывая сильное влияние столь разных по установкам художников, как И. Машков, К. Малевич, П. Кузнецов, Соколов стремился найти «свою линию», сохраняя творческую независимость и индивидуальность.


Ключевые слова


отечественное искусство 1910–1920-х гг.; авангард; СГХМ; П. Е. Соколов.

Полный текст:

PDF

Литература


Adaskina, N. L. (2014). GSHM II. In V. I. Rakitin, & A. D. Sarabianov (Eds.), Entsiklopedia russkogo avangarda. Izobrazitelinoe iskusstvo. Arhitektura [Encyclopaedia of Russian Avant-garde. Fine Art. Architecture] (Vol. III, Book 1, pp. 157–159). Moscow: Global Expert & Service Team. (In Russian)

Alekseev, E. P. (2013). “Rasbityie gipsy”. Upolnomochennyie ekaterindurgskikh i penzenskikh SGHM Anna Boeva i Petr Sokolov. Otsenki sovremennikov [“Broken Plasters”. Commissioners of Yekaterinburg and Penza SGHM Anna Boeva and Pyotr Sokolov. An Assessment by Their Contemporaries]. In E. G. Lapshina (Ed.), Reabilitatsia zhilogo prostranstva gorozhanina [The Rehabilitation of the Citizen’s Dwelling Space: A Collection of Scholarly Works of the 9th V. Tatlin International Conference, 19–20 February, 2013] (pp. 345–350). Penza: PGUAS. (In Russian)

Bobrinskaya, E. A. (2014). Kubofuturism [Cubo-Futurism]. In V. I. Rakitin, & A. D. Sarabianov (Eds.), Entsiklopedia russkogo avangarda. Izobrazitelinoe iskusstvo. Arhitektura [Encyclopedia of Russian Avant-Garde. Fine Art. Architecture] (Vol. III, Book 1, pp. 323–324). Moscow: Global Expert & Service Team. (In Russian)

Malevich, K. S. (1995). Sobranie sochinenij [Collected Works] (Vol. 1). Moscow: Gileya. (In Russian)

Malyasova, G. V. (2013). Doklad upolnomochennogo P. E. Sokolova o Penzenskikh gosudarstvennyh hudozhestvennyh masterskih. Publikatsia dokumenta [Report of Commissioner P. E. Sokolov on Penza State Art Workshops. Publication of Documents]. In E. G. Lapshina (Ed.), Reabilitatsia zhilogo prostranstva gorozhanina [The Rehabilitation of the Citizen’s Dwelling Space: A Collection of Scholarly Works of the 9th V. Tatlin International Conference, 19–20 February, 2013] (pp. 351–355). Penza: PGUAS. (In Russian)

Semyonova, N. Yu. (2013). Labas. Moscow: Molodaya gvardya. (In Russian)

Uralsky, M. (1999). Nemuhinskie monologi. Portret hudozhnika v interjere [Nemukhin Monologues (Portrait of the Artist in the Interior)]. Moscow: Bonfi. (In Russian)

Yarkov, S. P. (2002). Khudozhestvennaia shkola Urala [Ural Art School]. Yekaterinburg: Yekaterinburgsky khudozhnik. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2019.21.4.074

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru