ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена анализу политической мысли Феофана Прокоповича в контексте формирования российского монархизма. Автор рассматривает сочинения Феофана в комплексе, делая акцент на самой известной из работ — «Правде воли монаршей». Автор доказывает, что политическая философия «Правды воли монаршей» не содержала в себе неразрешимого противоречия между предписываемым подданным абсолютным повиновением и признанием того, что источником власти является Бог, поскольку Феофан считал Провидение актуальным фактором власти. Более поздние сочинения Феофана показывают, что чрезвычайно важное место в его политической мысли занимал провиденциализм августиновского толка. Иллюстрацией этого тезиса служит сравнение идей Феофана с идеями крупнейшего французского проповедника 2-й половины XVII в. Ж. Боссюэ, писавшего под влиянием теологии Августина. Провиденциализм Феофана, предполагавший, что источником власти является Бог, нельзя свести (как это делает Л. Эррен) к маскировке политической системы, основанной на своеобразных выборах. Вместе с тем, Феофан весьма ограниченно использовал аргументацию провиденциалистского толка при Петре I и куда активнее — при его наследниках. Это, по мнению автора настоящей статьи, можно объяснить тем, что интеллектуальный инструментарий политического богословия включал не только провиденциализм, но и культ божественного монарха, вступавший в противоречие с провиденциалистским взглядом на политику. Сложное взаимодействие этих интеллектуальных инструментов автор считает не менее важным, чем взаимодействие между провиденциализмом и теорией общественного договора, представленной в «Правде воли монаршей».
Bugrov, K. D. (2018). “Politicheskoe bogoslovie” elizavetinskoi ery: legitimatsiia vlasti Elizavety Petrovny v pridvornoi propovedi [The “Political Theology” of the Elizabethan Era: The Legitimation of Elizabeth Petrovna’s Power in Court Sermons]. Journal of Tomsk State University, 436, 131–138. http://doi.org/10.17223/15617793/436/15
Bugrov, K. D., & Kiselev, M. A. (2016). Estestvennoe parvo i dobrodetel: integratsiia evropeiskogo vliyaniya v roissiskuyu politicheskuyu kulturu XVIII v. [Natural Law and Virtue: The Integration of European Influence into 18th-Century Russian Political Culture]. Yekaterinburg: Ural University Press. https://doi.org/10.15826/B978-5-7996-1980-0
Bukharkin, P. E. (2009). Feofan Prokopovich i dukhovno-intellektual’nye dvizheniia petrovskoi epochi [Feofan Prokopovich and the Spiritual and Intellectual Movements of the Petrine Age]. Hritianskoje chtenije, 9–10, 100–121.
Bushkovitch, P. (2012). Politicheskaia ideologiia v tsarstvovanie Petra I: Feofan Prokopovich, prestolonasledie i Zapad [Political Ideology in the Reign of Peter I: Feofan Prokopovich, the Inheritance of the Throne, and the West]. Vorträge des Deutschen Historischen Instituts Moskau. Retrieved from https://prae.perspectivia.net/publikationen/vortraege-moskau/bushkovitch_ideology.
Chumakova, T. V. (2008). Antropologiia Feofana Prokopovicha [The Anthropology of Feofan Prokopovich]. Chelovek vchera i segodnia: mezhdistsiplinarnye issledovaniia, 1, 193–202.
Dukes, P. (2004). Paths to New Europe. From Premodern to Postmodern Times. New York: Palgrave Macmillan.
Erren, L. (2016). Feofan Prokopovich’s Pravda Voli Monarshei as Fundamental Law of the Russian Empire. Kritika. Explorations in Russian and Eurasian History, 2, 333–360.
Ferreroille, J. (2017). Avgustinizm i bogoslovie vo Frantsii XVII veka [Augustinism and Theology in 17th-Century France]. In prot. Pavel Khondzinsky, & N. Yu. Sukhova (Eds.), Blazhennyi Avgustin i avgustinizm v zapadnoi i vostochnoi traditsiiyakh [St. Augustine and Augustinism in Western and Eastern Traditions] (pp. 135–153). Moscow: PSTGU.
Figgis, J. (1921). The Political Aspects of St. Augustine’s ‘City of God’. London: Longmans, Green and Co.
Florovsky, G. V. (2009). Puti russkogo bogosloviia [Ways of Russian Theology]. Moscow: Institute of Russian Civilization.
Gourvitch, G. D. (1915). “Pravda voli monarschei” Feofana Prokopovicha i ee zapadnoevropeiskie istochniki [Pravda Voli Monarschei of Feofan Prokopovich and its Western European Sources]. Yuryev: K. Mattisen.
Klyuchevsky, V. O. (1989). Sochineniya [Works] (Vols. 1–9). (Vol. 4). Moscow: Mysl.
Kochetkova, N. D. (1974). Oratorskaia proza Feofana Prokopovicha i puti formirovaniia literatury klassitsizma [Oratorial Prose of Feofan Prokopovich and the Emergence of the Literature of Classicism]. In XVIII vek (Vol. 9, pp. 50–80). St Petersburg: Institute of Russian Literature of RAS.
Kondratenko, S. E. (2014). K istokam politicheskoi argumentatsii sovremennogo katolitsizma [The Sources of Political Argumentation of Modern Catholicism]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 6, 2, 120–127.
Krotov, A. A. (2011). Filosofskie vozzreniia Zhaka Bossue [Philosophical Ideas of Jacques Bossuet]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 7: Philosophy, 6, 16–24.
Lebedeva, N. A. (2012). Idei gosudarstvennosti i patriotizma v tvorchestve Feofana Prokopovicha [The Ideas of Statehood and Patriotism in the Works of Feofan Prokopovich]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kulturologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 3, 108–111.
Maslov, B. (2014). Why Republics Always Fail: Pondering Feofan Prokopovich’s Poetics of Absolutism. Вивлioѳика: E-Journal of Eighteenth-Century Russian Studies, 2, 24–46.
Nichik, V. M. (1977). Feofan Prokopovich. Moscow: Mysl.
Pavel Khondzinskii (2011). Mitropolit Stefan Yavorskii i arhiepiskop Feofan Prokopovich. (Po sledam dissertatsii Yu. F. Samarina) [Metropolitan Stephan Yavorsky and Archbishop Feofan Prokopovich. (Tracing the Dissertation of Yu. F. Samarin)]. St Petersburg: Aksion estin.
Pimenova, L. A. (2005). Vlast’ monarkha absoliutna, no ne proizvolna: Liudovik XVI i parlamenty v 1774 g. [The Power of a Monarch is Absolute but is not Arbitrary: Louis XVI and Parliaments in 1774]. Frantsuzskii ezhegonik, 195–222.
Reisner, M. A. (1907). Gosudarstvo i veruiuschaia lichnost’ [The State and the Believer]. St Petersburg: Obschestvennaia polza.
Saltovskii, O. I. (2012). Problema naikraschoi formi organizatsii vladi v teoretiko-politichnii spadschini Feofana Prokopovicha [The Problem of the Optimal Form of Power in the Political Thought of Feofan Prokopovich]. Visnik Kiivskogo natsionalnogo universitetu imeni Tarasa Shevchenka. Filosofiia. Politologiia, 106, 89–92.
Sashalmi, E. (2009). God-Guided Contract and Scriptural Sovereignty: The Muscovite Perspective of Pravda Voli Monarshej v Opredelenii Naslednika Derzhavy Svoej. In Specimina Nova Pars Prima. Sectio Mediaevalis (pp. 139–150). Pecs: Pécsi Tudományegyetem.
Shairyan, G. P. (2013). Teoretiko-pravovoe obosnovanie zaveschatelnogo prestolonaslediia v “Pravde voli monarschei” Feofana Prokopovicha [Theoretical and Legal Foundations of the Throne Inheritance in Pravda Voli Monarshei by Feofan Prokopovich]. Agrarnoe i zemelnoe pravo, 11, 72–81.
Shalashna, N. (2013). Filosofska kontseptisia osvichenogo absolutizmu Feofana Prokopovicha v ukrainskii ta rosiiskiii kulturakh pershoi polovini XVIII stolittia [The Philosophical Concept of Enlightened Absolutism of Feofan Prokopovich in Ukrainian and Russian Cultures of the First Half of the 18th Century]. SHID, 124–128.
Syromiatnikov, B. I. (1906). Osnovnye momenty v razvitii istoricheskoi mysli [Key Moments in the Progress of Historical Thought]. Russkaia mysl, 12, 71–97.
Syromiatnikov, B. I. (1943). “Reguliarnoe gosudarstvo” Petra I i ego ideologiia [The “Regular State” of Peter I and Its Ideology]. Moscow; Leningrad: AN SSSR.
Voegelin, E. (1998). The Collected Works. Vol. 24: The History of Political Ideas. Vol. 6: Revolution and the New Science. London: University of Missouri Press.
Waddicor, M. (1970). Montesquieu and the Philosophy of Natural Law. The Hague: M. Nijhoff.
Whittacker, C. (2003). Russian Monarchy. Eighteenth-Century Rulers and Writers in Political Dialogue. De Kalb: Nothern Illinois University Press.
Zenkovsky, V. V. (2001). Istoriia russkoi filosofii [The History of Russian Philosophy]. Moscow: Akademicheskii proekt; Raritet.
Zhivov, V. M., & Uspensky, B. A. (1994). Tsar i Bog [Tsar and God]. Semioticheskie aspekty sakralizatsii monarha v Rossii. In B. A. Uspensky, Izbrannye trudy. Semiotika istorii. Semiotika kultury (Vol. 1, pp. 205–337). Moscow: Gnozis.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru