ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье на основе полевых материалов рассматриваются особенности народной терминологии, связанной с общими наименованиями старообрядческого населения в русских традициях Пермского Прикамья, вне зависимости от принадлежности к тому или иному согласию. Данная группа диалектной лексики обозначена как «общие наименования старообрядцев». Основными источниками для подготовки статьи послужили материалы полевых экспедиционных исследований автора в разных районах Пермского края, материалы словарей диалектной лексики региона. Среди наиболее распространенных общих наименований выделяются три номинации: староверы, кержаки, старообрядцы и лексические варианты, производные от данных терминов. Для обозначения старообрядческого населения в Пермском Прикамье наиболее частотной следует признать номинацию староверы, которая фиксируется на всех территориях края и активно используется и в настоящее время. Номинации староверы, кержаки, старообрядцы имеют общерусский характер и широко распространены в разных регионах России, номинации старообрядцы, староверы функционируют и в литературном языке. Региональные и локальные особенности проявляются в закреплении того или иного термина, в большинстве случаев являющегося общим обозначением старообрядцев, за конкретным согласием, чаще всего номинация староверы связывается с представителями часовенного согласия, а старообрядцы — с представителями белокриницкого. В условиях сложной конфессиональной ситуации, когда в одном и том же населенном пункте проживают представители как официальной православной церкви, так и разных старообрядческих согласий, локальные сообщества благодаря использованию того или иного термина выстраивают конфессиональные границы. В статье приводятся все зафиксированные номинации и даются примеры диалектной речи, раскрывающие особенности их употребления.
Bezgodov, A. A. (2011). “Putinskaia vera”: Starovery chasovennogo soglasiia v Verkhokam’e k nachalu XXI v. [“The Putino Faith”: Old Believers of the Chasovennyi Concord in the Kama Upland in the Early 21st Century]. In V. I. Osipov, & N. V. Zinovkina et al. (Eds.), Staroobriadchestvo: istoriia, kul’tura, sovremennost’: materialy X Mezhdunar. konf. (Moskva, 15–17 noiabria 2011 g.) [Old Believers: History, Culture, Modernity: Materials of the 10th International Conf. (Moscow, November 15–17, 2011)] (pp. 187–193). Moscow; Borovsk: [s. n.].
Chernykh, A. V. (2014). K probleme narodnoi terminologii staroobriadcheskikh soglasii v russkikh traditsiiakh Prikam’ia [To the Problem of the Popular Terminology of the Old Believer Concords in the Russian Traditions of the Kama Region]. In D. Pasko-Koneczniak, M. Ziółkowska, St. Grzybowski, & M. Głuszkowski (Eds.), Staroobrzędowcy za granicą 2 [Old Believer Communities Abroad 2] (pp. 309–318). Toruń: Eikon.
Chernykh, A. V. (2018). Narodnaia terminologiia staroobriadcheskikh soglasii v russkikh traditsiiakh Prikam’ia: beguny (stranniki) [The Folk Terminology of Old Believer Confessions in the Russian Traditions of the Kama Region: Beguny (Stranniki)]. Traditsionnaia kul’tura, 5, 97–109.
Chernykh, A. V. (2019). Staroobriadcheskie soglasiya v narodnoi terminologii russkogo naseleniya Permskogo kraia [Old Believer Concords in the Folk Terminology of the Russian Population of Perm Krai]. Voprosy onomastiki, 16(2), 85–100. http://doi.org/10.15826/vopr_onom.2019.16.2.016
Dobrodomov, I. G. (2000). Kulugur. In Zh. Zh. Varbot, L. V. Kurkina, I. P. Petleva, V. N. Toporov, & O. N. Trubachev (Eds.), Etimologia. 1997–1999 [Etymology. 1997–1999] (pp. 30–39). Moscow: Nauka.
Druzhinina, S. A. (2004). Nazvaniia i samonazvaniia staroobriadcheskikh soglasii v Prikam’e [The Names and Self-Names of the Old Believer Concords in the Kama Region]. In I. A. Podiukov, G. N. Chagin, & A. V. Chernykh (Eds.), Etnicheskaia kul’tura i sovremennaia shkola: materialy obl. nauch.-prakt. konf. (22–23 aprelia 2003 g., Kudymkar) [Ethnic Culture and Contemporary Studies: Proceedings of the Regional Research and Practical Conference (April 22–23, 2003, Kudymkar)] (Vol. 1, pp. 79–84). Perm: PONITsAA.
Galushko, Ye. F. (2010). Kulugur. Russkaya rech, 6, 111–115.
Kirile, F. (2001). Staroobriadtsy, starovery, lipovane: istoriko-etimologicheskoe issledovanie [Old Believers, Old Ritualists, Lipovans: Historical and Etymological Research]. Kul’tura russkikh-lipovan (russkikh staroobriadtsev) v natsional’nom i mezhdunarodnom kontekste, 3, 213–243.
Lipinskaya, V. A. (1998). Etnonimy i konfessionimy russkogo naseleniia v Rumynii [Terms for Ethnic and Confessional Identity among the Russian Population of Romania]. Etnograficheskoe obozrenie, 5, 44–56.
Minenko, N. A. (1998). Kerzhaki [Kerzhaks]. In V. V. Alekseev (Ed.), Ural’skaia istoricheskaia entsiklopedia [Ural Historical Encyclopaedia] (p. 259). Yekaterinburg: Yekaterinburg.
Nikitina, S. E. (2011). Ob identichnosti, samoidentifikatsii i identifikatorakh v konfessional’nykh kul’turakh (na materiale sovremennogo staroobriadchestva) [On Identity, Self-Identification and Identifiers in Confessional Cultures (the Case of Modern Old Belief)]. In V. I. Osipov, & N. V. Zinovkina et al. (Eds.), Staroobriadchestvo: istoriia, kul’tura, sovremennost’: materialy X Mezhdunar. konf. (Moskva, 15–17 noiabria 2011 g.) [Old Believers: History, Culture, Modernity: Proceedings of the 10th International Conference] (Vol. 2, pp. 68–72). Moscow; Borovsk: [s. n.].
Ostrovsky, A. B. (2011). Staroobriadtsy i pravoslavnye v russkom sel’skom sotsiume. Vtoraia polovina XIX — XX vek. Formy obshcheniia, ritual’naia spetsifika: etnograficheskie ocherki [Old Believers and Orthodox Christians in Russian Rural Society. The Second Half of the 19th — 20th Centuries. Forms of Communication, Peculiarities of Ritual Culture: Ethnographic Essays]. St Petersburg: Nestor-Istoriia.
Pochinskaya, I. V. (Ed.). (2000). Ocherki istorii staroobriadchestva Urala i sopredelnykh territorii [Essays on the History of the Old Believers of the Urals and Adjacent Territories]. Yekaterinburg: Ural State University.
Podyukov, I. A., & Druzhinina, S. A. (2005). Abstraktnaia leksika v staroobriadcheskikh govorakh Prikam’ya [Abstract Vocabulary in the Old Believer Dialects of Perm Krai]. In V. I. Osipov (Ed.), Staroobriadchestvo: istoria, kultura, sovremennost’: materially VII Mezhdunar. nauch. konf., posviashch. 100-letiiu izdaniia ukaza “Ob ukreplenii nachal veroterpimosti” i 100-letiiu raspechataniia altarei khramov Rogozhskogo kladbishcha, 22–24 fevralia 2005 g., Moskva — Borovsk [Old Believers: History, Culture, and Modern State] (Vol. 2, pp. 315–321). Moscow; Borovsk: Museum of Old Believers’ History and Culture.
Podyukov, I. A., Pozdeeva, S. M., Horobrykh, S. V., & Chernykh, A. V. (2007). V kazhdoi derevne che-to da razno: iz kungurskoi semeinoi traditsii (dvadtsatyi vek) [In Each Village Something is Different: From Family Traditions of Kungur (20th Century)]. Perm: “Merchant Tarasov’s Printing House”.
Podyukov, I. A., Pozdeeva, S. M., Horobrykh, S. V., & Chernykh, A. V. (2008). Pesni i skazi dolini kamnei. Obriadnost’ i folklor Kishertskogo raiona: materiali i issledovania [Songs and Tales of the Stone Valley. Rituals and Folklore of Kishertsky District: Materials and Studies]. Berezniki: “Merchant Tarasov’s Printing House”.
Pozdeeva, I. V. (Ed.). (2005). Traditsionnaya kultura Permskoi zemli: k 180-letiiu polevoi arkheografii v Moskovskom un-te, 30-letiiu kompleksnykh issledovanii Verkhokam’ia. Vyp. 6: Mir staroobriadchestva [Traditional Perm Culture: For the 180th Anniversary of Field Archaeology in Moscow University and the 30th Anniversary of Complex Studies in the Volga and Kama Regions. Iss. 6: The World of Old Believers]. Yaroslavl: Remder.
Staroobriadcheskii mir Volgo-Kam’ia. Problemy kompleksnogo izuchenia. Materialy nauchnoi konferentsii [The Old Believer World of the Volga and Kama Regions. Problems of Complex Studying. Materials of a Scholarly Conference] (2001). Perm: Perm State University.
Wurgaft, S. G., & Ushakov, I. A. (1996). Staroobriadchestvo. Litsa, sobytia, predmety i simvoly. Opyt entsiklopedicheskogo slovaria [Old Believers. Faces, Events, Objects, and Symbols. An Experience of an Encyclopaedic Dictionary]. Moscow: Tserkov.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru