Эсхатологические образы в живой речи современных старо­обрядцев Пермского Прикамья

Ivan Alekseevich Podyukov

Аннотация


В статье рассматривается отражение в языке современных старообрядцев Пермского Прикамья отдельных особенностей старообрядческого религиозного сознания. Описание лексики, фразеологии, паремиологии, высказываний, отмеченных в живой речи современных носителей веры, направлено на восстановление культурного контекста традиции и выявление особенностей выражения основной для идеологии старообрядчества эсхатологической темы. По наблюдениям за живой речью носителей старообрядческого говора выявляется набор языковых форм, с помощью которых выражается смысл человеческой экзистенции,  лексика и устойчивые высказывания, отражающие представления старообрядцев о гибели и новом рождении мира, о способах визуализации смерти, о посмертном существовании и судьбе душ умерших. В ходе интерпретации этих средств, дополняемой описаниями обрядовой практики старообрядцев, вскрывается отношение носителей традиции к смерти, отмечаются особенности их жизненных идеалов и нравственных ценностей. Для выявления культурных и мировоззренческих смыслов используется анализ образности бытующих в старообрядческом лексиконе слов и выражений, сопоставление религиозных и собственно культурных коннотаций исследуемых языковых форм. При описании средств, представляющих идеи конца мира и смерти человека, отмечается их связь и с религиозными текстами, и с символизмом устной дохристианской традиции. Делаются выводы об отраженности в языковой картине мира современных старообрядцев особого, синкретичного миропонимания, что связано с угасанием традиции, с исчезновением начетчиков и, соответственно, со снижением религиозной грамотности. Языковое отображение особенностей миропонимания старообрядцев указывает на воздействие на их сознание не только книжности, но и наивно-религиозных архаических представлений.


Ключевые слова


старообрядческие говоры; Прикамье; язык старообрядцев; религиозное сознание старообрядцев; лексика; фразеология; представления о смерти

Полный текст:

PDF

Литература


Aleksandrov, V. A. (Ed.). (1989). Na putiakh iz Zemli Permskoi v Sibir’: ocherki etnografii severnoural’skogo krest’ianstva XVII–XX vv. [From Perm to Siberia: Essays of North Ural Peasantry of the 17th–20th Centuries]. Moscow: Nauka.

Begunov, Iu. K., Demin, A. S., & Panchenko, A. M. Otchet ob arkheograficheskoi ekspeditsii v verkhov’ia Pechory i Kolvy v 1959 g. [Report on the Archaeographic Expedition to Upper Reaches of the Pechora and the Kolva in 1959]. Retrieved from http://begunov.spb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=349.

Chernykh, A. V. (2015). Staroobriadtsy Permskogo Prikam’ia: opyt mezhkonfessional’nogo vzaimodeistviia [Old Believers of Perm Prikamye: Experience of Interconfessional Interaction]. Ural’skij istoricheskij vestnik, 2 (47), 125–132.

Eliade, M. (2010). Aspekty mifa [Aspects of Myth] (V. P. Bolshakova, Trans.). (4th ed.). Moscow: Akademicheskij proekt.

Galieva, F. G. (2012). Etnograficheskie issledovaniia russkogo naseleniia Bashkortostana [Ethnographical Research of the Russian Bashkortostan Population]. Ufa: Gilem.

Kartashev, A. V. (1959). Ocherki po istorii Russkoi Tserkvi [Essays on the History of the Russian Church] (Vol. 1). Paris: YMCA-PRESS.

Kartashev, A. V. (1992). Smysl staroobriadchestva [The Meaning of Old Belief]. Tserkov’: staroobriadcheskii tserkovno-obshchestvennyi zhurnal, 2, 19–20.

Khir’ianova, L. V. (2009). Sinkretizm v religiozno-mirovozzrencheskoi kartine staroobriadtsev-bespopovtsev [Syncretism in the Religious Ideological Picture of the Bespopovtsy Old Believers]. Analitika kul’turologii, 14, 219–222.

Korolyova, S. Yu., & Belomestnova, A. S. (2016). “Zhivesh’ ty tam odna, k chemu?” (iz lichnoi perepiski ural’skikh staroobriadtsev-begunov) [“Why Do You Live There Alone?” (From Personal Letters of Ural Old Believers]. Zhivaya starina, 4, 6–10.

Pigin, A. V. (2000). Zhanr videnii kak istoricheskii istochnik (na vygovskom materiale XVIII v.) [Genre of Visions as a Historical Source (according to Vygovskiy Material of the 18th Century)]. In I. O. Ermachenko (Ed.), Istoriia i filologiia: problemy nauchnoi i obrazovatel’noi integratsii na rubezhe tysiacheletii: materialy mezhdunar. konf., (2–5 fevr. 2000 g.) [History and Philology: Issues of Scholarly and Educational Integration at the Turn of the Millennium: Proceedings of the International Conference, (2–5 Feb., 2000)] (pp. 219–220). Moscow: PetrGU.

Romanova, N. I. (2012). Eskhatologicheskie predstavleniia staroobriadtsev [Eschatological Images of Old Believers]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta, 18, 42–51.

Semenova, T. V. (2008). Esteticheskaia tsennost’ funktsionirovaniia atributivnykh imennykh sochetanii v poeticheskikh tekstakh Rubtsova [Aesthetic Value of Attribute Noun Combinations Functioning in Rubtsov’s Poetic Texts]. Rubtsovskii sbornik [Rubtsov Collection. Materials of Scholarly Conference] (Iss. 1, pp. 50–58). Cherepovets: ChGU.

Shemiakin, Ya. G., & Shemiakina, O. D. (2006). Staroobriadchestvo i protsess formoobrazovaniia v rossiiskoi tsivilizatsii [Old Believers and the Process of Formation in the Russian Civilization]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, 2, 98–109.

Uspenskij, B. A. (1982). Filologicheskie razyskaniia v oblasti slavianskikh drevnostei [Philological Studies in the Field of Slavic Antiquities]. Moscow: Moscow University Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.1.011

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru