Хронотопная динамика в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Katalin Kroó

Аннотация


Xронотопная динамика в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» рассматривается в статье в целях определения главных смыслопорождающих ходов (семантического сюжета в его разветвлениях) духовно-спиритуального пути лирического героя, который в процессе своих «дорожно-философских» медитаций (О. В. Зырянов) перерастает в лирического субъекта стихотворного текста. По ходу толкования хронотопной системы — путем сегментации на основные компоненты и описания их реляций, динамика которых определяет позицию лирического героя и субъекта в их трансформации, — выясняется многосоставная система пространственно-временных элементов. Конфигурации этих элементов, возникающие в процессуальном развертывании, противоречат возможности концептуализации дихотомических связей между ними, как и интерпретации замысла стихотворения по линии «тезис — антитезис — синтез». Как верхнее, так и нижнее пространство в плане мотивного развития удваиваются (земля, пустыня, небо, небеса), а соотношения слагающих целостное пространство элементов, в результате интенсивного адресования каждому из них лирическим героем / субъектом в роли подчеркнутого агента хронотопного / текстового коммуникативного акта, вырисовывает картину завоевания им целостного хронотопа как глобального универсума, в котором достигается его духовная вездесущность. Вместо модели соединения с природой или с каким-то уже существующим миром как идеалом в стихотворeнии приводится модель творения духовности по ходу освоения жизненного и текстового опыта, причем в таких формах достижения эссенции метафизической сущности, которые открываются в пространстве земли как центре переживания. Там творческая сила в вечном пространстве культуры творит формы медиации, посредничающие между внутренней и внешней, нижней и верхней сферами, человеком и концептуализацией божественной квинтэссенции, а также между непосредственным переживанием и текстовым перевоплощением человеческого познания. Все это открывается в хронотопной системе лермонтовского стихотворения.


Ключевые слова


Лермонтов; позиция лирического героя; лирический субъект; хронотопная система; трансформационная динамика; промежуточные структуры; посредничество; смена логики «тезис — антитезис — синтез»; дихотомичность; оксюморон; omnipraesentia

Полный текст:

PDF

Литература


Cs. Jónás, E. (2015). Az ÉLET–ÚT fogalmi metafora jelentésképzése egy Lermontov-vers fordításaiban [The Generation of Meaning of the Notional Metaphor LIFE — ROAD in the Translation of a Poem by M. Yu. Lermontov]. In M. Gyöngyösi, K. Kroó, & T. Szabó (Eds.), Lermontov in 21st-Century Literary Criticism (Olvasatok/Readings, 4) (pp. 19–30). Budapest: Eötvös Loránd Unversity, Department of Russian Language and Literature and Doctoral Programme “Russian Literature and Literary Studies — Comparatistics”.

Gasparov, M. L. (2000). “Vyhozhu odin ia na dorogu...” (5-st. horei: detalizatsiia smysla) [Trochaic Pentameter: The Detalisation of Meaning]. In М. L. Gasparov, Metr i smysl. Ob odnom iz mekhanizmov kul’turnoi pamiati [Metre and Meaning. On a Mechanism of Cultural Memory] (pp. 238–265). Moscow; Leningrad: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, Institut vysshikh gumanitarnykh issledovanij.

Hetényi, Zs. (2015). “Trojnoi son”. Lermontovskoe u Nabokova (proza, perevod, poeziia, publitsistika) [“Triple Dream”. Lermontov’s Features in Nabokov’s Works (Fiction, Translation, Poetry, Journalism)]. In M. Gyöngyösi, K. Kroó, & T. Szabó (Eds.), Lermontov in 21st-Century Literary Criticism (Olvasatok/Readings, 4) (pp. 84–101). Budapest: Eötvös Loránd Unversity, Department of Russian Language and Literature and Doctoral Programme “Russian Literature and Literary Studies — Comparatistics”.

Lotman, Yu. M. (1996). Vyhozhu odin ia na dorogu.... [Alone I Set out on the Road…]. In Yu. M. Lotman, O poetakh i poezii [On Poets and Poetry] (pp. 823–828). St Petersburg: Iskusstvo-SPb.

Markovich, V. M. (1995). Mif o Lermontove na rubezhe XIX–XX vekov [The Myth of Lermontov at the Turn of the 20th Century]. Russian Literature, 38(2), 157–188.

Péter, M. (2015). „Kimegyek az éji ködös útra…” — egy Lermontov-vers a magyar fordítások tükrében [Alone I Set out on the Road…, a Poem by Lermontov in the Mirror of Hungarian Translations]. In M. Gyöngyösi, K. Kroó, & T. Szabó (Eds.), Lermontov in 21st-Century Literary Criticism (Olvasatok/Readings, 4) (pp. 256–264). Budapest: Eötvös Loránd Unversity, Department of Russian Language and Literature and Doctoral Programme “Russian Literature and Literary Studies — Comparatistics”.

Szilágyi, Zs. (2002). „volt benne valami különös”. M. Ju. Lermontov Korunk hőse című regénye [Only Faintly Strange: M. Yu. Lermontov’s The Hero of Our Time]. Veszprém: Veszprémi Egyetemi Kiadó.

Taranovsky, K. F. (2000). O vzaimootnoshenii stikhotvornogo ritma i tematiki (Studia Poetica) [On the Correlation of Rhythm and Thematics (Studia Poetica)]. In K. F. Taranovsky, O poezii i poetike [On Poetry and Poetics] (pp. 372–403). Moscow: Iazyki kul’tury.

Zeldovich, G. М. (2016). Diskursivnye otnosheniia v liricheskoi poezii [Discursive Relations in Lyrical Poetry]. Wiener Slawistischer Almanach, 89. Wien; Leipzig.

Zyryanov, O. V. (2014). Fenomenologiia situatsionnykh sverkhtekstov v lirike: (K postanovke voprosa) [The Phenomenology of Situational Supratexts in Poetry: (On the Articulation of the Issue)]. In O. V. Zyryanov, N. V. Prashcheruk, & E. K. Sozina (Eds.), Dialogi klassikov — dialogi s klassikoi: sbornik nauchnykh statej [Dialogues of Classicists — Dialogues with the Classics: Collection of Scholarly Works]. Evoliutsiia form khudozhestvennogo soznaniia [The Evolution of the Forms of Artistic Consciousness] (4, pp. 13–40). Yekaterinburg: Ural University Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.1.012

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru