Роман Шандора Мараи «Чайка» в контексте поэтики А. П. Чехова

Tünde Szabó

Аннотация


Шандор Мараи (Márai Sándor) — один из выдающихся венгерских писателей XX в. Его творческий путь начался во второй половине 1920-х гг., в эпоху позднего модернизма, и претерпел кардинальные изменения после эмиграции писателя в 1948 г., — сначала в Италию, а потом в США. С этого момента и до самой смерти Мараи в 1989 г. его произведения в Венгрии не издавались.

Широкое признание творчества писателя (отчасти повторное) произошло в 1990-е гг., причем интерес исследователей прежде всего был направлен на его автобиографические тексты и дневники. Повести и романы с их чисто беллетристическими сюжетами, несмотря на огромный успех как в Венгрии, так и за рубежом, у венгерских литературоведов вызывали противоречивые мнения. Художественной прозе Мараи до сих пор уделялось не слишком большое внимание, а когда речь идет о влиянии на Мараи других писателей, то здесь рассматривается лишь «западный» литературный контекст. Вопрос же о влиянии русской литературы на творчество Мараи до сих пор никем не ставился, хотя оно — если иметь в виду произведения русских классиков, с творчеством которых писатель был хорошо знаком, — отчетливо сказывается в его произведениях доэмигрантского периода.

В представленной статье именно с точки зрения русского литературного контекста рассматривается недооцененный в венгерской критике роман Мараи «Чайка» («Sirály», 1943). Выдвигается предположение, что роман носит экспериментальный характер, который проявляется в основном на фоне классической чеховской поэтики; исследуется интертекстуальная связь с одноименной пьесой Чехова (прежде всего, на уровне системы персонажей и их отношения к символу «чайки»); выделяются конкретные приемы, использованные Мараи, но характерные для поздней прозы Чехова; делается попытка определить место романа в творчестве Мараи.


Ключевые слова


Шандор Мараи; роман «Чайка»; А. П. Чехов; пьеса «Чайка»; «Калевала»; орнаментальная проза; роман-диалог

Полный текст:

PDF

Литература


Almási , M. (2018). Mi lesz velünk, Anton Pavlovics? [What Is to Happen to Us, Anton Pavlovich?]. Budapest: Noran Libro.

Barsht, К. А. (2010). O formah sobytiinosti v proizvedeniah Chekhova [About the Forms of Events in Chekhov’s Works]. Izvestia RAN. Seriia literatury i jazyka, 69(4), 12–21.

Czetter, I. (2001). Az ismétlés gondolatalakzatainak értelmezése Márainak a Napló 1943–44 és a Napló 1984–1989 című műveiben [An Analysis of the Thought Structures of Repetition in Márai’s Works Diaries 1943–44 and Diaries 1984–1989]. Budapest: Nemzeti Tankönyvkiadó.

Dobos, I. (1995). Alaktan és értelmezéstörténet. Novellatípusok a századforduló magyar irodalmában [Morphology and a History of Interpretations. Types of Short Stories in Hungarian Literature at the Turn of the Century]. Debrecen: Kossuth Egyetemi Kiadó.

Eichenbaum, B. (1969). O proze [On Prose]. Leningrad: Khudozhestvennaia literatura.

Fried, I. (1998). “…Egyszer mindenkinek el kell menni Canudosba”. Tanulmányok az ismeretlen Márai Sándorról [Everyone Should Visit Canudos Once. Studies about the Unknown Márai]. Budapest: Enciklopédia Kiadó.

Körmendy, Zs. (Ed.). (2003). Oroszország Márai Sándor szemével [Russia through Sándor Márai’s Eyes]. Budapest: XX. század Intézet.

Lőrinczy, H. (2002). Világkép és regényvilág. Újabb Márai-tanulmányok [A World View and the World of a Novel. New Márai Studies]. Szombathely: Savaria University Press.

Mészáros, T. (Ed.). (2006). Képek és tények Márai Sándor életéről [Pictures and Facts from the Life of Sándor Márai]. Budapest: Helikon; PIM.

Rónay, L. (2005). Márai Sándor. Budapest: Akadémiai Kiadó.

Schmid, W. (1998). Proza kak poezia. Pushkin, Dostoevsky, Chekhov, avangard [Prose as Poetry. Pushkin, Dostoevsky, Chekhov, Avant-garde]. St Petersburg: Inapress.

Schmid, W. (2008). Narratologiia [Narratology]. Moscow: Yazyki slavianskoi kul’tury.

Szabó, T. (2010). A szerelem emlékezete. Három Márai-regény [The Memory of Love. Three Novels by Márai]. Budapest: Orosz Irodalom és Irodalomkutatás ELTE Doktori Program.

Szávai, J. (2008). A kassai dóm. Közelítések Márai Sándorhoz [The Cathedral of Kassa. Approaches to Sándor Márai]. Bratislava: Kalligram.

Szegedy-Maszák, M. (1991). Márai Sándor. Budapest: Akadémiai Kiadó.

Szigethy, G. (2011). Mezei Márai szerelem [The Mezei-Márai Affair]. Budapest: Helikon.

Szilárd, L. (1986). Ornamental’nost’ / ornamentalism [Ornamentalism]. Russian Literature, 19, 65–78.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.1.015

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru