ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье рассматриваются основные черты повествовательной техники «Производственного романа» (1979) Петера Эстерхази, знакового произведения «новой» венгерской прозы 1970–1980-х гг. После краткой общей характеристики романа, автор последовательно характеризует стратегии иронического переосмысления жанровой традиции производственного романа, представленной как венгерскими произведениями, так и переводными советскими романами, составлявшими заметную часть литературного ландшафта Венгрии в 1950-е гг.; композиционную структуру повествования, включающую, помимо основного рассказа, метанарративный слой, представленный составляющими вторую часть романа комментариями, которые играют важнейшую роль в конструировании возможных путей рецепции и интерпретации всего текста; усложненную субъектную организацию романного нарратива и связанную с ней систему формальных приемов стирания границ между различными повествовательными голосами внутри текста — систему, функционально направленную на создание эффекта отсутствия единого повествовательного центра, пространственно-временного, психологического, аксиологического. В статье показано, что все эти повествовательные приемы и техники связаны со стратегией литературной эмансипации, которую сознательно утверждала «новая» проза 1970–1980-х гг. и которая в эстетическом и историко-литературном плане была связана с развитием постмодернизма в венгерской литературе этого времени. Анализ текста показывает, что эмансипационный пафос «Производственного романа» проявляется не только в технике наррации, но и в том, что эта техника, нарушая базовые коммуникативные конвенции романного повествования, проблематизирует прагматические установки, характерные для реалистической литературы в целом. Роман вынуждает читателя рефлексировать не только о структуре повествования, но и о тех этических параметрах, которые регулируют эту новую литературную коммуникацию.
Bojtár, E. (1981). Az irodalom gépezete (Puskin és Esterházy) [The Mechanics of Literature (Pushkin and Esterházy)]. Literatura, 3/4, 419–426.
Gusev, Yu. P., & Sereda, V. T. (2001). Vengerskaia literatura [Hungarian Literature]. In V. A. Khorev (Ed.), Istoriia literatur Vostochnoi Evropy posle Vtoroi mirovoi voiny [History of East-European Literatures after World War II] (Vol. 2: 1970s–1980s, pp. 463–531). Moscow: Indrik.
Jastrzębska, J. (1989). “Roman de production” de Péter Esterházy. Hungarian Studies, 2(5), 197–242.
Kulcsár Szabó, E. (1987). Műalkotás — Szöveg — Hatás [Artwork — Text — Effect]. Budapest: Magvető Könyvkiadó.
Reichert, G. (2018). A Termelési-regény és a realista hagyomány [Production Novel and Realistic Tradition]. Új Forrás, 3, 30–39.
Schein, G. (2010). Esterházy Péter. In T. Igintli (Ed.), Magyar irodalom [Hungarian Literature] (pp. 976–980). Budapest: Akadémiai Kiadó.
Spiridonov, D. V. (2011). Tri vetvi genealogii nelineinogo povestvovaniia v sovremennoi evropeiskoi proze [Three Genealogical Branches of Non-linear Narrative in Contemporary European Prose]. Sjani. Annual Scholarly Journal of Literary Theory and Comparative Literature, 12, 103–112.
Thomka, B. (1980). Az ironia prózai minőségei [Prosaic Features of Irony]. HÍD. Irodalmi, művészeti és társadalomtudományi folyóirat, 3, 345–356.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru