ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье рассматривается роль визуальности в художественном сознании, текстах Павла Петровича Бажова, а также в рецепции его произведений художниками-иллюстраторами и современными читателями. Феномен визуальности Бажова изучается с применением методов визуальных исследований (visual studies): в частности, рассматривается «скопический режим», понимаемый как сконструированная и исторически обусловленная модель взгляда смотрящего. Анализ сказов, эпистолярия, иллюстраций к прозе Бажова позволяет утверждать, что визуальность является одним из основных смысловых кодов художественного мышления писателя. Именно поэтому он пристрастно относился к иллюстрациям своих произведений. В письмах Бажова выявлен адекватный его представлению вариант иллюстраций: фронтиспис к «Малахитовой шкатулке» художника К. В. Кузнецова являет собой идеальную авторскую модель видения. Для нее характерно доминирование фантастического и тяготение к визуальной традиции русского модернизма, что особенно ярко проявляется в акцентировании флоральной орнаментики. Модернистский субстрат, эксплицированный в визуальном воображении писателя, в словесной организации бажовских текстов присутствует латентно, что объясняется спецификой их нарративной организации. Жанрово-стилевая природа сказового слова рассказчика из народа не предполагает фантастического видения, а восприятие красоты героем-мастером, художником, остается в сфере его сознания — что и создает атмосферу недосказанности и тайны в сказах Бажова. Авторы статьи приходят к выводу о том, что визуальное воображение не только является порождающей моделью в творчестве Бажова, но и задает код его рецепции. Для современных трактовок творчества писателя характерны визуальные репрезентации, усиливающие бажовскую индивидуальную мифологию средствами новых экранных медиа. Анализ показал, что образы Бажова (в особенности Хозяйка Медной горы) активно востребованы и современной массовой культурой.
Abashev, V. V. (2014). Intermedial’nye transformatsii gornoj mifologii P. P. Bazhova v romane O. Slavnikovoj “2017” [Intermedial Transformations of P. P. Bazhov’s Mountain Mythology in the Novel 2017 by O. Slavnikova]. Vestnik Permskogo universiteta. Russkaia i zarubezhnaia literatura, 1 (25), 145–158.
Abashev, V. V., & Abasheva, M. P. (2018). Literatura v epokhu mediakonvergentsii [Literature in the Age of Media Convergence]. Filologicheskie nauki, 2, 103–113.
Jay, M. (1988). Scopic Regimes of Modernity. In H. Foster (Ed.), Vision and Visuality (pp. 3–23). Seattle: Bay Press.
Lipovetsky, M. N. (2014). Zloveshchee v skazakh Bazhova [The Uncanny in Bazhov’s Tales]. Quaestio Rossica, 2, 212–230.
Lotman, Yu. M. (1999). Semioticheskoe prostranstvo [Semiotic Space]. In Yu. M. Lotman, Vnutri mysliashchikh mirov. Chelovek — tekst — semiosfera — istoriia [Inside Thinking Worlds. Man — Text — Semiosphere — History] (pp. 163–174). Moscow: Iazyki russkoj kul’tury.
Shevelenko, I. D. (2017). Modernizm kak arhaizm. Natsionalizm i poiski natsional’noj estetiki v Rossii [Modernism as Archaism: Nationalism and the Quest for a Modernist Aesthetic in Russia]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
Zherdev, D. (2007). Poetika skazov P. P. Bazhova [The Poetics of P. P. Bazhov’s Fairy Tales]. In V. V. Blazhes, & M. A. Litovskaya (Eds.), Bazhovskaia entsiklopediia [Bazhov Encyclopaedia] (pp. 305–316). Yekaterinburg: Sokrat; Ural University Press.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru