ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье анализируется опыт национально-образовательной деятельности Екатеринбургского уездного земства во второй половине XIX — начале XX в. Отмечается, что первоначально земство обратилось к общероссийской практике открытия русско-инородческих училищ в соответствии с Правилами от 26 марта 1870 г. «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев». Все заботы об открытии и хозяйственном состоянии русско-башкирских школ в уезде Екатеринбургское земство взяло на себя, ставя задачу развития просвещения среди населения районов, неблагополучных в экономическом отношении. Деятельность земства по открытию русско-башкирских школ не всегда встречала сочувствие в мусульманском обществе. В 1898 г. сорвалось открытие школы в Караболке, в 1902 г. была закрыта школа в Асаново. Тем не менее, постепенно сеть русско-башкирских училищ расширялась. В 1917 г. действовало 6 учебных заведений этого типа (Берденишское, Саринское, Калужбаевское, Карабольское, Алабужское, Старо-Асановское).
Либерализация вероисповедной политики правительства после революции 1905 г. привлекла внимание земских деятелей к конфессиональным школам уезда. С 1908 г. началась выдача земских пособий этим учебным заведениям, общая сумма которых составляла в 1916 г. 3 915 руб. Практика национально-образовательной деятельности Екатеринбургского уездного земства в целом была вполне либеральной и не носила русификаторской направленности. Оказывая помощь «новометодным» конфессиональным учебным заведениям, земство демонстрировало уважение к традиционному культу и историческому прошлому мусульманского населения и добивалось тем самым взаимодействия с местными общинами. Лидеры мусульманского населения надеялись на усиление национальных элементов в образовании. После Февральской революции появился проект члена Екатеринбургского уездного комиссариата С. С. Хамзина, в котором говорилось о необходимости преобразования русско-башкирских школ в национальные училища. Уездное земство отложило вопрос об организации национальных школ до создания в уезде мусульманских волостных земств. Завершить эти преобразования, однако, земству не удалось.
Azamatova, G. B. (2005). Ufimskoe zemstvo (1874–1917): Sotsial’nyi sostav, biudzhet, deiatel’nost’ v oblasti narodnogo obrazovaniia [Ufa Zemstvo (1874–1917): Social Composition, Budget, Activities in the Field of Public Education]. Ufa: Gilem.
Lyubichankovsky, S. V. (2018). Politika akkul’turatsii sredstvami prosveshcheniia islamskikh poddannykh Rossiiskoi imperii: istoricheskii opyt Orenburgskogo kraia (seredina XIX — nachalo XX vv.) [The Policy of Acculturation by Means of Enlightenment of Islamic Subjects of the Russian Empire: The Historical Experience of Orenburg Region (Mid-19th — Early 20th Centuries)]. Orenburg: OSAU Publ. Center.
Miller, A. (2010). Imperiia Romanovykh i natsionalizm: Esse po metodologii istoricheskogo issledovaniia [The Romanov Empire and Nationalism: An Essay on the Methodology of Historical Research] (2nd ed.). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
Pavlinova, R. N., Starostin, A. N., & Yarkov, A. P. (2018). Musul’manskie obshchiny Aziatskoi chasti Rossiiskoi imperii v seredine XIX — nachale XX v.: po materialam uchetnykh vedomostei OMDS [Muslim Communities of the Asian Part of the Russian Empire in the Mid-19th — Early 20th Centuries: With Reference to OMDS Records]. Kazan: Kazan University Press.
Tikhonov, A. K. (2008). Katoliki, musul’mane i iudei Rossiiskoi imperii v poslednei chetverti XVIII — nachale XX vv. [Catholics, Muslims and Jews of the Russian Empire in the Last Quarter of the 18th — Early 20th Centuries] (2nd ed.). St Petersburg: St Petersburg University Press.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru