Начало пароходного сообщения по реке Белой: проблема датировки

Nikolay Aleksandrovich Konovalov

Аннотация


Статья посвящена проблеме датировки первого пароходного рейса на реке Белой и создания в регионе регулярного пароходного сообщения. На основании анализа документов Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов и Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел обосновывается тезис о необходимости уточнения как хронологических рамок процесса модернизации водного транспорта на Белой, так и основных его событий.

В историографии утвердилось мнение, что впервые пароходная навигация на реке Белой была осуществлена в 1858 г., когда в Уфу прибыли пароходы «Грозный» и «Быстрый». Однако в статье делается вывод о том, что первый пароходный рейс на реке Белой был осуществлен еще в 1856 г. Высказывается предположение, что в 1856–1857 гг. пароходы работали в низовьях Белой, вывозя грузы с небольших сельских пристаней. Из-за отсутствия достоверных сведений о промерах глубин пароходы не поднимались до крупных городов, таких как Уфа или Бирск, по этой причине в губернских источниках сведения о данных рейсах не нашли отражения. Первая же попытка создания на Южном Урале региональной пароходной компании относится не к 1870 г., как принято считать в историографии, а к 1858 г. Однако из-за несовершенства налогового законодательства региональное пароходство в 1858 г. так и не было создано. Открытая в 1870 г. компания «Бельское пароходство» была далеко не первым региональным перевозчиком. Еще во второй половине 1850-х — 1860-е гг. появляются первые региональные пароходовладельцы, представленные преимущественно купцами и промышленниками, для которых речные перевозки не являлись основным видом деятельности, но были необходимы для развития своего бизнеса.


Ключевые слова


водный транспорт; пароходство; Южный Урал; река Белая

Полный текст:

PDF

Литература


Furer, L. N. (1959). K istorii razvitiia volzhskogo parokhodstva [On the Development of Volga Steam Navigation]. Istorija SSSR, 2, 153–157.

Istomina, E. G. (1991). Vodnyi transport Rossii v doreformennyi period: istoriko-geograficheskoe issledovanie [Water Transport of Russia in the Pre-Reform Period: Historical and Geographical Research]. Moscow: Nauka.

Ivanov, V. B. (1982). Na bel’skikh prostorakh [On the Great Spaces of the Belaya River]. Ufa: Bashknigoizdat.

Khalin, A. A. (2006). Razvitie sistemy putei soobshcheniia nizhegorodskogo Povolzh’ia i ee rol’ v sotsial’no-ekonomicheskom razvitii regiona (1830-e — 1900 g.) [The Development of Transport Route System in the Lower Reaches of the Volga River and Its Role in the Economic and Social Development of the Region (1830s–1900)] (habilitation dissertation). Moscow.

Khudyakov, V. A. (2008). Na volne pamiati [On the Waves of Memory]. Belskie prostory, 10, 156–168.

Kuznetsov, V. N. (1960). Transport Bashkirii: kratkii ekonomiko-geograficheskii ocherk [Transport of Bashkiria: A Brief Economic and Geographic Overview]. Ufa: Bashkiria Book Press.

Melnikov, S. L. (1997). Rechnoi transport Kamsko-Vyatskogo basseina vo vtoroi polovine XIX veka [River Transport of the Kama-Vyatka Basin in the Second Half of the 19th Century] (doctoral dissertation). Izhevsk.

Nigmatullina, I. V. (2004). Staraia Ufa. Istoriko-kraevedcheskii ocherk [Old Ufa. A Historical and Ethnographic Overview]. Ufa: Kitap.

Rodnov, M. I. (2008). Khlebny rynok Ufimskoi gubernii v kontse XIX — nachale XX veka [Grain Market in Ufa Province in the Late 19th — Early 20th Centuries]. Ufa: Ufa State Academy of Economics and Service.

Shepelev, L. E. (1981). Tsarizm i burzhuaziia vo vtoroy polovine XIX veka. Problema torgovo-promyshlennoi politiki [Tsarism and Bourgeoisie in the Second Half of the 19th Century. The Issue of Industrial and Commercial Policy]. Leningrad: Nauka. Leningrad branch.

Sinenko, S. G. (2002). Gorod nad Beloi rekoi. Kratkaia istoriia Ufy v ocherkakh i zarisovkakh. 1574–2000 [The City on the Belaya River. A Brief History of Ufa in Essays and Drawings. 1574–2000]. Ufa: Bashkortostan.

Solovyeva, A. M. (1990). Promyshlennaia revoliutsiia v Rossii v XIX veke [The Industrial Revolution in Russia in the 19th Century]. Moscow: Nauka.

Spitskiy, V. V. (2007). Iz istorii razvitiia rechnogo transporta Respubliki Bashkortostan [From the History of the Development of the River Transport of the Republic of Bashkortostan]. Bulletin of Bashkir State University, 12(2), 81–82.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.2.032

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru