ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
История русского камнерезного искусства наиболее хорошо известна по деятельности императорских гранильных фабрик. Однако для понимания подлинной ситуации в этой области производства предметов декоративно-прикладного искусства необходимо обратиться и к работам частных предприятий. Деятельность в области обработки цветного камня одного из них — основанной в 1842 г. в Санкт-Петербурге фирмы «Гессерих и Верфель» — рассматривается в настоящей статье на примере коллекции произведений с малахитом и другими поделочными камнями, созданной для первой международной выставки на Американском континенте, которая была организована в честь столетия Декларации независимости США в 1876 г. в Филадельфии.
Подготовленная к выставке коллекция произвела большое впечатление, некоторые предметы были раскуплены американскими посетителями стенда. Благодаря архивным фотографиям, сохранившимся в одной из американских библиотек, стало возможным подробно рассмотреть ассортимент стенда, идентифицировать некоторые из представленных на нем произведений, выявить их аналоги в музеях США и Республики Иран, в частных коллекциях России, Северной Америки и Европы, проследить пути развития моды на малахит. Для части идентифицированных предметов предложены исправления к существующим атрибуциям или сделаны новые.
Анализ выставочной деятельности петербургской фирмы, основанный на большом числе печатных каталогов и отчетов всемирных, международных и всероссийских выставок последней четверти XIX — начала ХХ в., позволил изучить изменения на рынке и во вкусах публики, а также их влияние на деятельность предприятия и ассортимент его продукции.
В результате проведенного исследования в историю русского камнерезного искусства возвращены предметы предприятия Гессериха и Верфеля, сделаны выводы о роли его участия в выставке 1876 г. для продвижения моды на малахит на новые рынки, уточнена география и пути распространения произведений, отмечены факторы влияния конъюнктуры художественного рынка на ассортимент и жизнеспособность фирмы.
Budrina, L. A. (2011). Russkie kamnerezy firmy Kartje [Russian Stonecutters at Cartier]. Izvestia. Ural State University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 1 (87), 66–78.
Budrina, L. A. (2016). Malakhit na Vsemirnoj vystavke v Filadel’fii (1876): novye rubezhi jekspansii [Malachite at the World’s Fair in Philadelphia (1876): The New Frontiers of Expansion]. In S. V. Maltseva (Ed.), Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva — 2016: Tezisy dokladov VII Mezhdunarodnoj konferentsii (p. 219). St Petersburg: St Petersburg University Press.
Budrina, L. A. (2017). Russkij malakhit v kollektsiiakh amerikanskikh milliarderov, ot vsemirnykh vystavok do sovetskih rasprodazh 1910-kh — 1930-kh godov [Russian Malachite in the Collections of American Billionaires: From the World Exhibitions to the Soviet Sales of the 1910s–1930s]. Chelovek v mire kul’tury. Regional’nye kul’turologicheskie issledovaniia, 2/3 (21), 22–25.
Budrina, L. (2018). Para malakhitovyh vaz ekaterinburgskikh masterov v imperskoj diplomatii [Two Malachite Vases by Yekaterinburg Masters in Imperial Diplomacy]. Quaestio Rossica, 6(1), 151–160.
Evron, A. A. (1886). Vsemirnaia vystavka i russkie eksponenty. S ukazatelem fabrik i zavodov [The World Exhibition and the Russian Exhibits. With an Inventory of Plants and Factories]. St Petersburg: Tipo-litografija E. P. Petrovskoj.
Istoriia firmy Faberzhe. Kamnereznoe delo i juvelirnoe i zoloto-serebrianoe proizvodstvo firmy Faberzhe. Vospominaniia glavnogo mastera firmy F. P. Birbauma [The History of the House of Fabergé. Stonecutting and Jewelry and Silver and Gold Production of the House of Fabergé. The Memories of Master in Chief of the House F. P. Birbaum] (2012). In T. F. Fabergé, A. S. Gorynya, & V. V. Skurlov (Comp.), Faberzhe i peterburgskie juveliry [Fabergé and St Petersburg Jewelers] (pp. 9–54). St Petesburg: Liki Rossii.
Jan, A. (n. d.). Kak Burjatija stala “nefritovoj” kladovoj [How Buryatia Became the “Nephrite” Treasury]. Retrieved from https://www.infpol.ru/119507-kak-buryatiya-stala-nefritovoy-kladovoy/
Lamare, C., & Leger, L. (1878). La Russie et l’Exposition de 1878. Paris: Librairie Ch. Delagrave.
Maksimovich, A. (1850) Obozrenie vystavki rossijskikh manufakturnykh izdelij v Sankt-Peterburge v 1849 godu [An Overview of the Exhibition of the Russian Manufactured Pieces in St Petersburg in 1849]. St Petersburg: Tipografija Departamenta Vneshnej torgovli.
Odom, A. (2007). Hillwood. Thirty Years of Collecting, 1977–2007. Washington: Hillwood Museum & Gardens.
Palshina, A. (2004, July-August). Bronzolitejnoe i kamnereznoe predpriiatie Karla Verfelia [Bronze Casting and Stonecutting Enterprise of Karl Woerffel]. Antikvariat. Predmety iskusstva i kollektsionirovanija, 7–8 (19), 42–49.
Semenov, V. B. (1987). Malakhit. T. 2: Khronika, dokumenty, kommentarii [Malachite. Vol. 2: Chronicle, Documents, Commentaries]. Sverdlovsk: Sredne-Ural’skoe knizhnoe izdatel’stvo.
Skurlov, V. V. (2012). Istoriia i traditsii firmy Faberzhe v kamnereznom iskusstve Rossii: konets XIX — nachalo XXI vv. [The History and the Tradition of the House of Fabergé in Russian Stonecutting Art: Late 19th — Early 20th Centuries] (doctoral dissertation). St Petersburg.
Skurlov, V. V. (2015). Firma Karla Verfelia v Sankt-Peterburge [The Factory of Karl Woerffel in St Petersburg]. In Arhiv Valentina Skurlova. Retrieved from http://skurlov.blogspot.com/2015/11/blog-post.html
Sychev, I. O. (2018). Malahitovyj stolik firmy “Gessrih i Verfel” [The Malachite Table Made by the Atelier of Hoessrich and Woerffel]. Zvezda Renessansa, 26–27, 35–41.
William, R. J. (1999). William and Henry Walters, the Reticent Collectors. Baltimore; London: The John Hopkins University Press & The Walters Art Gallery.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru