Монументальные росписи алтарей храмов Вятки ХIХ — начала ХХ в.

Natalya Viktorovna Krivosheina, Galina Vladimirovna Golynets

Аннотация


Монументальное церковное строительство началось после утверждения в 1657 г. Вятской епархии. Поскольку первоначальное убранство вятских алтарей почти не сохранилось, в статье рассматриваются преимущественно памятники XIX — начала XX в. Впервые поставлена задача проанализировать алтарную монументальную роспись церквей Вятки XIX — начала XX в., выявив ее характерные особенности, а также специфику настенной живописи в целом. Анализируются визуально-фотографические, библиографические и историко-архивные документы, собранные в результате многолетней экспедиционно-исследовательской деятельности. Методика исследования предполагает использование иконографического и стилистического анализа, а также применение историко-культурного подхода. Рассматриваются особенности местной монументальной живописи и характерные архитектурно-планировочные признаки. Показано, что большинство сохранившихся алтарей с настенной живописью относятся к XIX — началу XX в., за исключением нескольких интерьеров XVIII в.

Рассмотрен вопрос введения в программу росписей храма иконографии местночтимых святых. Установлено, что значительная часть росписей выполнена в религиозно-национальном стиле и по «образцам» художника-вятича В. М. Васнецова. Особое внимание уделено важным эпиграфическим источникам — подписным датированным алтарям с авторским надписанием. Для местной настенной живописи было характерно вольное обращение с образцами и применение разнородных источников при исполнении подрядов. На основе изучения письменных данных установлено, что исполнение работ осуществлялось как местными, так и приезжими мастерами и отражало финансовое состояние прихода. Результаты иконографического и стилистического анализа показывают, что оформление алтарей Вятки было в целом традиционным и ориентировалось по формированию программ и в художественно-стилевом отношении на главные храмы столиц.


Ключевые слова


Вятская епархия; храмовое зодчество; «вятское барокко»; алтарь; монументальная церковная живопись; иконография; религиозно-­национальный стиль

Полный текст:

PDF

Литература


Andreeva, E. A. (2007). Arkhitektor Ivan Charushin [Architect Ivan Charushin]. Izhevsk: Garant-Print; Izh. resp. tip.

Bakushinsky, A. V. (1934). Iskusstvo Palekha [The Art of Palekh]. Moscow; Leningrad: Academia.

Basova, M. V. (2013). V. M. Vasnetsov i ego posledovateli: Zhivopis’, grafika, dekorativno-prikladnoe iskusstvo kontsa XIX — XX veka iz sobraniia GMIR: katalog [V. M. Vasnetsov and His Followers: Painting, Graphics, Arts and Crafts of the Late 19th — Early 20th Centuries from the Collection of the State Museum of Religious History: Catalogue]. St Petersburg: SPGUTD.

Golynets, G. V., & Golynets, S. V. (2015). Russkie stili v istorii russkogo iskusstva [Russian Styles in the History of Russian Art]. In T. A. Rezvykh (Ed.), Surikovskie chteniia: nauch.-prakt. konf. 2013 [Surikov Readings: Scholarly and Practical Conference, 2013] (pp. 109–124). Krasnoyarsk: Polikor.

Golynets, S. V. (2017). K voprosu o “russkikh stiliakh” v istorii russkogo iskusstva [The Question of “Russian Styles” in the History of Russian Art]. In E. A. Lukjianov, & Yu. R. Saveljev (Comp.), Dinastiia Shervudov v istorii i kul’ture Rossii [The Sherwood Dynasty in Russian History and Culture] (pp. 151–165). Moscow: Fond “Sviaz’ epoch”; Kuchkovo pole Muzeon.

Gusakova, V. O. (2008). Viktor Vasnetsov i religiozno-natsional’noe napravlenie v russkoi zhivopisi kontsa XIX — nachala XX veka [Viktor Vasnetsov and the Religious and National Branch in Russian Painting of the Late 19th — Early 20th Centuries]. St Petersburg: Aurora.

Kaptikov, A. Yu. (1990). Kamennoe zodchestvo russkogo Severa, Viatki i Urala XVIII v. Problema regional’nykh shkol [Stone Architecture of the Russian North, Vyatka, and the Urals in the 18th Century. The Issue of Local Schools]. Sverdlovsk: Ural University Press.

Krivosheina, N. V. (2006). Sviatoi Prepodobnyi Trifon Viatskii Chudotvorets v ikonografii XVII–XX vekov [Saint Reverend Trifon of Vyatka, the Miracle Worker in the Iconography of the 17th–20th Centuries]. Kirov: Poleks.

Maksimova, G. (2003). Ikonopisanie: stolichnaia moda v provintsii [Icon Painting: Capital Fashion in Provinces]. Mir muzeia, 1, 31–35.

Mokhova, G. A. (2001). Viatskie ikonopistsy [Icon Painters of Vyatka]. Kirov: Kirov obl. tip.

Parilov, L. I. (1901). Kratkaia istoriia tserkovnoi zhivopisi i ikonopisi i preiskurant L’va Ivanovicha Parilova [A Brief History of Church and Icon Painting and Price List of Lev Ivanovich Parilov]. Ufa: Gub. tip.

Shcheboleva, E. G. (2015). Issledovanie i podgotovka materialov k svodu pamiatnikov arhitektury i monumental’nogo iskusstva Rossii: opyt opisaniia i informatsionnogo napolneniia [The Research and Preparation of the Materials for the Inventory of Monuments of Architecture and Monumental Art of Russia: The Experience of Description and Content]. Moscow: State Institute for Art Studies.

Skopin, E. L. (2007). Pamiatniki arkhitektury i gradostroitel’stva Kirovskoi oblasti. Vyp. 3: Belokholunitskii i Bogorodskii raiony [The Monuments of Architecture and Urban Planning of Kirov Region, 3: Belaya Kholunitsa and Bogorodsk Districts]. Kirov: Kirov obl. tip.

Skopin, E. L. (2013). Sobor Mikhaila Arkhangela v Izhevske. Istoriia stroitel’stva i vosstanovleniia [The Cathedral of St Michael the Archangel in Izhevsk. The History of Construction and Reconstruction]. Kirov: Kirov obl. tip.

Skopin, E. L., & Krivosheina, N. V. (2010). Pamiatniki arkhitektury, gradostroitel’stva i monumental’nogo iskusstva Kirovskoi oblasti: materialy k Svodu pamiatnikov istorii i kul’tury Kirovskoi oblasti. Vyp. 4: Verkhnekamskii i Darovskoi raiony [The Monuments of Architecture, Urban Planning and Monumental Art of Kirov Region: Materials for the Inventory of Historical and Cultural Monuments of Kirov Region, Iss. 4: Upper Kama and Darovskoy Districts]. Kirov: Kirov obl. tip.

Skopin, E. L., & Krivosheina, N. V. (2011). Pamiatniki arkhitektury, gradostroitel’stva i monumental’nogo iskusstva Kirovskoi oblasti: materialy k Svodu pamiatnikov istorii i kul’tury Kirovskoi oblasti. Vyp. 5: Verkhoshizhemskii raion [The Monuments of Architecture, Urban Planning and Monumental Art of Kirov Region: Materials for the Inventory of Historical and Cultural Monuments of Kirov Region, Iss. 5: Verkhoshizhemye District]. Kirov: Kirov obl. tip.

Skopin, E. L., & Krivosheina, N. V. (2015). Pamiatniki arkhitektury, gradostroitel’stva i monumental’nogo iskusstva Kirovskoi oblasti: materialy k Svodu pamiatnikov istorii i kul’tury Kirovskoi oblasti. Vyp. 6: Gorod Viatskie Poliany, Viatskopolianskii raion [The Monuments of Architecture, Urban Planning and Monumental Art of Kirov Region: Materials for the Inventory of Historical and Cultural Monuments of Kirov Region, Iss. 6: Vyatskie Polyany, Vyatskie Polyany District]. Kirov: Kirov obl. tip.

Zinovjev, N. M. (1968). Iskusstvo Palekha [The Art of Palekh]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.2.038

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru