ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье анализируется «Родословие православнаго иноческаго пострижения…», составленное в 1879 г. северодвинским книжником Стефаном Фроловым. Сочинение сохранилось в трех списках. Один из списков входит в состав сборника соборных постановлений, полемических писем и других сочинений староверов-филипповцев (F19-331), которым осенью 2018 г. пополнилось рукописное собрание Библиотеки им. Врублевских АН Литвы.
Цель настоящей работы — представить критическое издание текста памятника, а также показать его структурные особенности, своеобразие состава, отличительные черты двух редакций и принципы работы автора и редактора родословия. Материалом для исследования послужили три списка «Родословия православнаго иноческаго пострижения…», хранящиеся в Санкт-Петербурге и Вильнюсе, а также рукописи или их цифровые копии, связанные с данным сочинением. В работе использованы сравнительный, текстологический, описательный и другие методы исследования.
Исследование показало, что в «Родословии», составленном Стефаном Фроловым в 1879 г., представлены две линии иноческого пострижения: первая начинается от еп. Павла Коломенского, родоначальником второй был некий инок из рода Севастьяновых. Начальная часть родословия носит полулегендарный характер, поскольку хотя в тексте и упоминаются реальные старообрядческие деятели, в нем отмечается целый ряд хронологических неувязок. Анализируемое родословие сохранилось в двух редакциях: черновой авторской (автограф Фролова) и беловой, выполненной три-четыре года спустя (уже после смерти Фролова) неизвестным книжником, предположительно в Москве на Братском дворе. Сравнение этих двух редакций показывает, что редактирование текста Фролова шло по двум направлениям: 1) сокращение и удаление слишком конкретной «личной» информации того или иного инока; 2) исправление (уточнение) имен пострижеников или даже их цепочек.
Budaragin, V. P. (1979). Severodvinskaia rukopisnaia traditsiia i ee predstaviteli: (Po materialam Drevlekhranilishcha Pushkinskogo Doma) [Severodvinsk Handwritten Tradition and Its Representatives: (Based on Materials of the Repository of the Pushkin House)]. In Trudy Otdela drevnerusskoi literatury [Proceedings of the Department of Old Russian Literature] (Vol. 33, pp. 401–405). Leningrad: Nauka. Leningradskoe otdelenie.
Chistov, K. V. (1962). Legenda o Belovod’e [Legend of Belovodye]. In V. Ya. Evseev, & E. G. Karhu (Eds.). Trudy Karel’skogo filiala AN SSSR [Proceedings of the Karelian Branch of the Academy of Sciences of the USSR] (Vol. 35, pp. 116–181). Petrozavodsk: Karel’skoe knizhnoe izdatel’stvo.
Ignatova, T. V. (2009). K istorii moskovskogo filippovskogo tsentra Bratskii dvor vo vtoroi polovine XIX — nachale XX vv. (Novye dokumenty iz fondov TsIAM) [On the History of the Moscow Filippians’ Centre Bratsky Dvor in the Second Half of the 19th — Early 20th Centuries (New Documents from the Collections of the Central Historical Archive of Moscow)]. Staroobriadchestvo: istoriia, kul’tura, sovremennost’ [Old Belief: History, Culture, Modernity] (Vol. 13, pp. 44–62). Moscow: [s. n.].
Kameneva, E. A. (2013). Peterburgskie staroobriadtsy v XVIII — pervoi polovine XIX veka [Old Believers in Petersburg in the 18th — First Half of the 19th Centuries]. St Petersburg: Dmitrii Bulanin.
Kazansky, K. I. (1900). O raskole v Troitskom prikhode, Kargopol’skogo uezda [On the Schism in the Trinity Parish of Kargopol District]. Petrozavodsk: Gubernskaia tipografiia.
Maltsev, A. I. (2005). Filippovskii nastavnik XVIII v. inok Iona i ego uchenie [The 18th Century Filippians’ Mentor Monk Jonah and His Ideology]. In Ural’skii sbornik. Istoriia. Kul’tura. Religiia [Ural Collection. History. Culture. Religion] (Vol. 6, pp. 75–83). Yekaterinburg: Ural University Press.
Maltsev, A. I. (2006). Staroobriadcheskie bespopovskie soglasiia v XVIII — nachale XIX v. Problema vzaimootnoshenii [Priestless Communities of Old Believers in the 18th — Early 19th Centuries. Problem of the Relationship]. Novosibirsk: Sova.
Morozova, N. (2019). Rukopisnyi sbornik sobornykh postanovlenii i drugikh sochinenii filippovtsev v sobranii Biblioteki im. Vrublevskikh AN Litvy [A Manuscript Anthology of the Resolutions of Church Congresses (Sobory) and Other Essays of the Filippovtsy in the Collection of the Wroblewski Library, Lithuanian Academy of Sciences]. Slavistica Vilnensis, 64(1), 87–103. Retrieved from https://www.journals.vu.lt/slavistica-vilnensis/article/view/15018
Morozova, N. (2020). Vil’niusskii filippovskii rukopisnyi sbornik i vnutrenniaia polemika na Bratskom dvore v poslednei chetverti XIX v. [Vilnius Manuscript Anthology of the Filippians’ Works and Internal Religious Controversy at the Bratsky Dvor in the Last Quarter of the 19th Century]. In I. Makarczyk, & A. Pytasz-Kołodziejczyk (Eds.), Libris serviens. Studia ofiarowane Profesor Zoi Jaroszewicz-Pieresławcew w czterdziestolecie pracy zawodowej [Libris serviens. Scientific Articles Dedicated to the 40th Anniversary of Professional Activity of prof. Zoja Jaroszewicz-Pieresławcew] (pp. 167–184). Olsztyn: Wydawnictwo Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie.
Morozova, N. (Ed.). (2014). “Alfavit dukhovnyi” Vasiliia Zolotova: issledovanie i tekst [The Spiritual Alphabet by Vasily Zolotov: Research and Text]. Vilnius: Institute of Lituanian Language.
Pascal, P. (2011). Protopop Avvakum i nachalo Raskola [Archpriest Avvakum and the Beginning of the Raskol] (S. S. Tolstoy, Trans.). Moscow: Znak.
Pershina, M. V. (2010). Filippovskoe soglasie v XIX v.: ideologiia, polemika [Filippians in the 19th Century: Ideology, Polemics] (doctoral dissertation). Institute of History of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk.
Pochinskaya, I. V. (2005). Ob izdatel’skom repertuare tipografini L. A. Grebneva v Staroi Tushke [About the Publishing Repertoire of the Printing House of L. A. Grebnev in Staraya Tushka]. In Ural’skii sbornik. Istoriia. Kul’tura. Religiia [Ural Collection. History. Culture. Religion] (Vol. 6, pp. 137–172). Yekaterinburg: Ural University Press.
Yukhimenko, E. M. (2018). “Izyskanie o inocheskom postrizhenii” (Filippovskoe sochinenie 60-kh gg. XIX v.) [“A Study about Monastic Tonsure” (Filippians’ Text of the 1860s)]. In A. Ch. Elert (Ed.), Arkheografiia i istochnikovedenie Sibiri [Archaeography and Source Criticism of Siberia] (Vol. 37, pp. 168–178). Novosibirsk: [s. n.].
Yukhimenko, E. M. (2019). K voprosu o knizhnoi osnove staroobriadcheskoi kul’tury. Neizvestnyi filippovskii nachetchik starets Sergii Kokshen’gskii [On the Issue of the Book Basis of Old Believer Culture. Unknown Filippian Dogmatist Monk Sergy Kokshengsky]. In Yu. S. Beliankin, E. V. Vorontsova, & N. V. Litvina (Eds.), Mir staroobriadchestva [Old Believer World] (Vol. 10, pp. 604–615). Moscow: Moscow University Press.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru