ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Целью статьи является представление личности Игнатия Яна Высочанского — выдающегося авантюриста, человека, который часто менял конфессии, получив два священнических рукоположения, действовал аморально (три с половиной года провел в тюрьме, имел три жены). Ему удалось три раза быть посвященным в епископы — коптской, старокатолической и старообрядческой (белокриницкой) церкви. Восстановление его жизненного пути и деятельности основано на архивных материалах, находящихся в Ольштынском государственном архиве и Музее Вармии и Мазур в Ольштыне, с использованием имеющейся литературы, связанной с Высочанским. Автором выявлены основные вехи бурной жизни Высочанского, связанные с его метаниями от одной конфессии к другой. В начале 1920-х гг. он был поставлен дьяконом обновленческой православной церкви, в 1930 г. — дьяконом униатской церкви, а уже в 1931 г. он оказался в рядах служителей старокатолической церкви Польши, из числа которых его исключили за недостойное поведение в 1932 г. После этого Высочанский пытался вступить в ряды сторонников армянско-католической церкви. В 1947 г. он был рукоположен в сан епископа старокатолической церкви. В 1953 г. Игнатий Высочанский познакомился со старообрядцами и с этого времени до конца жизни он был тесно связан с ними, став епископом Восточной старообрядческой церкви в Польше. От белокриницкой митрополии Высочанский получил юрисдикцию на территорию Западной Европы, Канады, Литвы, Латвии и Польши. Параллельно с этим он стал архиепископом и митрополитом старокатолической церкви Венгрии и Чехословакии. На соборе епископальной старообрядческой церкви, старокатолической церкви и священников-администраторов, состоявшемся в 1962 г. в Косеве, Высочанский создал религиозное общество — Христианскую миссию филантропии мира. Он пытался вовлечь в свою юрисдикцию старообрядцев-беспоповцев, но эти попытки потерпели фиаско. Умер Игнатий Высочанский в 1975 г.
Bielawny, K. (2007). Proces sądowy ks. bpa Ignacego Wysoczańskiego w 1958 r. [The Trial of the Priest Ignacy Wysoczański in 1958]. Studia Ełckie, 9, 79–91.
Bielawny, K. (2008). Ignacy Wysoczański — biskup Kościoła starokatolickiego i Kościołów wschodnich [Ignacy Wysoczański — Bishop of the Old Catholic and Eastern Churches]. In bp J. Jezierski (Ed.), Biskup, prezbiter, diakon. Perspektywa polskokatolicka i rzymskokatolicka [Bishop, Presbyter, Deacon. Polish-Catholic and Roman Catholic Perspectives] (pp. 187–199). Olsztyn: Warmińskie Wydawnictwo Diecezjalne.
Bochkov, P. (2018). Ignatii Vysochanskii — starokatolicheskii ierarkh i staroobriadcheskii episkop. Materialy k bibliografii [Ignacy Wysoczański, Old Catholic Hierarch and Old Believer Bishop. Materials for a Bibliography]. Studia Humanitatis, 1. Retrieved from http://st-hum.ru/en/node/627
Iwaniec, E. (1977). Z dziejów staroobrzędowców na ziemiach polskich XVII–XX w. [From the History of Old Believers in the Polish Lands, from the 18th to the 20th Centuries]. Warsaw: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
Kobrzeniecka-Sikorska, G. (1999). Ignacy Wysoczański — arcybiskup hierarchii białokrynickiej [Ignacy Wysoczański — Archbishop of the Belaia Krinitsa Hierarchy]. In K. Feleszko (Ed.), Bukowina po stronie dialogu [Bukovina on the Side of Dialogue] (pp. 146–151). Sejny: Pogranicze.
Nasierowski, T. (1994). Unia kościoła starokatolickiego w Polsce z Cerkwią staroobrzędową w Rumunii — idea a rzeczywistość [The Union of the Old Catholic Church in Poland with the Old Believer Church in Romania — An Idea Against Reality]. Nomos, 7, 56–65.
Pastuszewski, S. (2013). Kapłan wagabunda na Zamojszczyźnie [The Vagabond Priest in Zamość]. Archiwariusz Zamojski, 69–80.
Pastuszewski, S. (2016). Przegląd źródeł i opracowań do badań staroprawosławia [A Review of the Sources and Works for Studying Old Orthodoxy]. Bydgoszcz: Instytut Wydawniczy „Świadectwo”.
Pastuszewski, S. (2017a). Starania Ignacego Wysoczańskiego o sakrę biskupa staroprawosławnego w połowie XX wieku [Efforts of Ignacy Wysoczański to Obtain the Sacra of the Bishop of Old Orthodox in the Mid-20th Century]. Emigrantologia Słowiań, 3, 85–99.
Pastuszewski, S. (2017b). Zarys najnowszych dziejów wspólnot staroobrzędowców w Polsce (1939–2016) [Essay on the Modern History of Old Believer Communities in Poland (1939–2016)]. Kielce: Oficyna Wydawnicza STON-2.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru