Борьба стихотворной строки с предложением в поэтическом тексте

Boris Justinovich Norman

Аннотация


В статье рассматривается соотношение и взаимодействие основных структурных единиц поэтического (стихотворного) текста: единицы метрической (строки) и грамматической (предложения). Строка и предложение (или его значимая структурная часть — синтагма) лишь в идеале соответствуют друг другу. На практике же метрическая организация стиха диктует свои порядки. Конфликт этих единиц в сознании читателя обусловливает процесс членения и понимания (осмысления) стихотворения. На различных примерах (заголовки стихотворений в оглавлениях сборников; использование подстрочий («лесенки»); анжамбеман; бессоюзные конструкции и др.) показано обычное для читателя главенство строки над предложением. Эти наблюдения подтверждаются статистическими данными поисковых запросов к «Яндексу» по поэтическим текстам. Строка принимает на себя организующие функции и в тех случаях, когда синтаксис фразы неясен или двусмыслен. При переносе части предложения на другую строку (анжамбемане) возникает психологический эффект обманутого ожидания, усложняющий процесс понимания. Если же стихотворение целиком построено на приеме анжамбемана, то это снижает его эффективность: читатель «привыкает» к приему и оценивает его как попытку словесной игры, своего рода штукарство. Компактность строки, «теснота стихотворного ряда» (Ю. Н. Тынянов) в сочетании с бессоюзной связью позволяет читателю реконструировать различные логические (временные, причинно-следственные, уступительные и пр.) связи между отдельными частями стихотворения. Делается общий вывод, что столкновение строки и предложения как двух видов членения текста способствует усилению эстетического эффекта последнего. Теоретические тезисы иллюстрируются примерами из русской поэзии (Б. Пастернак, М. Цветаева, А. Тарковский, И. Бродский, А. Кушнер, А. Парщиков и др.).


Ключевые слова


грамматика; метрика; русская поэзия; строка; предложение; анжамбеман

Полный текст:

PDF

Литература


Abdullaev, E. (2008). Tikhaia rech’ (poeziia v epokhu massmedia) [Silent Speech (Poetry during the Era of Mass Media)]. Arion, 4, 6–24.

Esli ne Pushkin, to kto: kakie stihi ishchut v internete [If Not Pushkin, Then Who: What Verses Are Looked for on the Internet]. Retrieved from https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_poetry

Kalacheva, S. V. (1977). Vyrazitel’nye vozmozhnosti russkogo stikha [Expressive Opportunities of the Russian Verse]. Moscow: Moscow University Press.

Kovtunova, I. I. (1986). Poeticheskij sintaksis [Poetic Syntax]. Moscow: Nauka.

Matjash, S. A. (2015). Eshche raz o probleme vyiavleniia stikhotvornykh perenosov (enjambements) [Once Again on the Identification of Incomplete Syntax at the End of a Poetic Line (Enjambements)]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 11, 26–33.

Norman, B. Ju. (2017). Pragmaticheskij potentsial russkoj leksiki i grammatiki [Pragmatical Potential of the Russian Lexis and Grammar]. Yekaterinburg; Moscow: Kabinetnyi uchenyi.

Norman, B. Ju. (2018). “Neobjazatel’nyj” datel’nyj padezh pri russkom glagole [An “Optional” Dative Case after the Russian Verb]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija, 53, 61–74. http://doi.org/10.17223/19986645/53/5

Severskaya, O. I. (2019). Poetika perestrojki i “perestrojka” poetiki: o vliianii epokhi na jazyk russkoj poezii 1980–2000 gg. [The Poetics of Perestroika and the “Perestroika” of Poetics: On the Influence of the Epoch on the Language of 1980s–2000s Russian Poetry]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 21, 1 (184), 134–154. http://doi.org/10.15826/izv2.2019.21.1.010

Stepanov, A. G. (2002). O semantike perenosa: zamechaniia k probleme [On the Semantics of Transfer: On the Issue]. In E. K. Sozina (Ed.), Arkhetipicheskie struktury khudozhestvennogo soznaniia. Vyp. 3: Pamiati V. V. Korony [Archetypal Structures of Artistic Consciousness. Iss. 3: In Memory of V. V. Korona] (pp. 139–144). Yekaterinburg: Ural University Press.

Stepanov, E. (2011). Anzhambman kak stilisticheskij priem poetov XXI veka [Enjambement as a Stylistic Device of 21st-Century Poets]. Deti Ra, 2. Retrieved from www.magazines.russ.ru/ra/2011/2/st42.html

Zubova, L. V. (2017). Anzhambeman i grammatika [Enjambement and Grammar]. In L. L. Shestakova (Ed.), Grammaticheskie issledovaniia poeticheskogo teksta: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (7–10 sentiabria 2017 g., Petrozavodsk) [Grammatical Studies of a Poetic Text: Materials of the International Scholarly Conference (September 7–10, 2017, Petrozavodsk)] (pp. 29–35). Petrozavodsk: PetrSU Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.3.053

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru