К изучению неформального языка русской благотворительности

Elena Dmitrievna Bondarenko

Аннотация


В статье осуществлен лингвистический анализ неформальных номинаций, входящих в «тезаурус благотворительности». Это обозначения, бытующие в сфере субстандарта и функционирующие в среде устного молодежного общения, в социальных сетях, блогах, интернет-СМИ и пр. Основными источниками материала послужили социальные сети («ВКонтакте»), информационно-развлекательные порталы («Пикабу», YouTube, «Большой вопрос» и пр.), а также популярные СМИ. Неформальная лексика благотворительности отражает наиболее «популярные» виды молодежной благотворительной деятельности; обладает не до конца устоявшейся семантикой и сочетаемостью, часто не зафиксирована ни в одном из официальных толковых словарей. В центре настоящей статьи — лексемы с основами донат- / донейт- / донейшн-.

Анализ семантики и коннотативного фона субстандартной лексики, заимствованной из англ. donate, позволил сформулировать некоторые специфические черты восприятия ситуации благотворительности, бытующие в языковом сознании молодежи. Во-первых, в семантике лексем донат (и ее дериватов) и донейшн значимой является идея пожертвования как благодарности за чью-либо деятельность и участия в этой деятельности. Во-вторых, коннотативный фон слов с основой донат- содержит идею «бонуса» для благотворителя, иногда материального, но чаще — морального удовлетворения от помощи. Таким образом, центральной становится идея пожертвования как осознанной благодарности жертвователя.

С целью более корректного использования субстандартных номинаций благотворительной деятельности в медийном и общественно-политическом дискурсе необходимым представляется структурировать представления о субстандартной лексике ЛСГ «Безвозмездная помощь нуждающимся»; более четко сформулировать значения слов, составляющих неформальное поле благотворительности; выявить особенности их сочетаемости.


Ключевые слова


русский язык; лексический субстандарт; жаргон; модное слово; лексикография; семантика; контекстуальная семантика; тезаурус благотворительности

Полный текст:

PDF

Литература


Bogoslovskaya, T. (2017, March 30). Kak blagotvoritel’nost’ stanovitsia modnoi (reportazh s doklada A. V. Gofmana v ramkakh nauchnogo seminara Tsentra issledovanii grazhdanskogo obshchestva i nekommercheskogo sektora VShE) [How Charity Becomes Fashionable (Report from a Lecture of A. V. Gofman Delivered in the Framework of the Scholarly Seminar of the Centre for Research of Civil Society and Non-profit Sector of the HSE)]. In Internet Portal of the National Research Institute Higher School of Economics (HSE). Retrieved from https://www.hse.ru/news/science/206078128.html

Flat, M. A. (2014). Kontseptosfera “Blagotvoritel’nost’” v russkoi iazykovoi kartine mira (dinamicheskii aspekt) [The Concept Sphere of Charity in the Russian Linguistic Worldview (Dynamic Aspect)] (doctoral dissertation abstract). Altai State University, Barnaul.

Gofman, A. V. (2018). Blagotvoritel’nost’ i moda [Сharity and Fashion]. Voprosy sotsial’noj teorii, 10(1), 101–116.

Ivanova, N. S. (2007). Molodezhnyj zhargon v lingvokul’turologicheskom osveshchenii [Youth Slang through the Prism of Linguistics and Culture] (doctoral dissertation abstract). Ural State University, Yekaterinburg.

Krassa, S. I., & Volkogonova, A. V. (2016). Iazykovoj substandart: strukturirovanie poniatijnogo polia [Language Substandard: Structuring the Conceptual Field]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 1 (55), Pt. 1, 136–140.

Kuchko, V. S. (In print). Iazyk russkoi blagotvoritel’nosti: glagoly [Language of Russian Charity: Verbs]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts.

Kudinova, T. A. (2010). Standart i substandart v iazyke: k obosnovaniiu poniatij [Standard and Substandard in Language: On the Articulation of the Concepts]. Nauchnaia mysl’ Kavkaza, 3, 136–140.

Larionova, E. V. (2002). Sponsor i metsenat [Sponsor and Patron]. Russkaia rech’, 5, 122–125.

Plotnikova, A. M. (2019). Naimenovaniia sotsial’no nezashchishchennykh grupp lits v pravovom prostranstve i za ego predelami [Nominations of Socially Vulnerable Groups in Legal Space and outside It]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 21, 4 (193), 209–218. https://doi.org/10.15826/izv2.2019.21.4.077

Popova, L. A. (2019). K voprosu o sootnoshenii poniatii “modnoe slovo” i “kliuchevoe slovo sovremennosti” [On the Correlation of Notions of the ‘Fashionable Word’ and the ‘Key Word of the Modern Times’]. News of Saratov University. New Series. Ser. Studies of Language and Literature. Journalism, 19(2), 155–158. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-2-155-158

Surikova, O. D. (In print). Imena russkoi blagotvoritel’nosti: idem vs. alium [Names of Russian Charity: idem vs alium]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts.

Zhuravleva, N. G. (2010). Fenomen “modnogo” slova: lingvopragmaticheskij aspekt (na materiale sovremennogo russkogo iazyka) [The Phenomenon of the “Fashionable” Word: Linguo-Pragmatic Aspect (with Reference to the Modern Russian Language)] (doctoral dissertation abstract). Stavropol State University, Stavropol.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.3.054

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru