Джихад в Черкесском султанате (1382–1517): феномен добровольчества в контексте мамлюко-османского противостояния

Evgeny Ilyich Zelenev, Milana Yuryevna Iliushina

Аннотация


Статья посвящена изучению развития теории и практики джихада в период правления черкесских султанов в Египте и Сирии (1382–1517). Цель исследования — проследить развитие ключевых аспектов концепции джихада, выявить особенности ее восприятия в государстве мамлюков. В качестве существенной характеристики теории джихада в мамлюкский период выделена трактовка джихада как far al-‘ayn — личной обязанности каждого мусульманина.

В изучении теории джихада авторы опираются на обоснованный в работах М. Боннера и Д. Кука целостный и сбалансированный подход к интерпретации понятия «джихад», имеющего многовековую историю развития и сложный, многослойный комплекс значений, а также используют концепцию минимализма и максимализма, разработанную Ю. Вахидом.

Источниковую базу исследования теории джихада составляют труды выдающегося мыслителя мамлюкской эпохи — Ибн ан-Наххаса (ум. в 1411 г.). Трактовка джихада как личной обязанности каждого мусульманина, обоснованная Ибн ан-Наххасом, лежала в основе добровольческого движения, развернувшегося в Египте и Сирии в XV в.

Доктрина джихада, в которой ключевую роль играют понятия «справедливость» (al-‘adl) и «истина» (al-aqq), использовалась сначала мамлюками, а затем османами как мощный идеологический инструмент для манипуляции сознанием мусульман. Актуальность работы состоит в том, что выводы исследования справедливы не только для эпохи Средневековья, но имеют прямое отношение к современности. Авторы статьи подчеркивают это, проводя параллели с современными событиями в таких странах, как Афганистан, Сирия, Ливия, Йемен и Саудовская Аравия.


Ключевые слова


джихад; мамлюки; Ибн ан-Наххас; Черкесский султанат; Османская империя; Египет; Сирия

Полный текст:

PDF

Литература


Afsaruddin, A. (2013). Striving in the Path of God: Jihad and Martyrdom in Islamic Thought. New York: Oxford University Press.

Ahmad, S. B. (1989). Conversion from Islam. In C. E. Bosworth, Ch. Issawi, R. Savory, & A. L. Udovitch (Eds.), The Islamic World from Classical to Modern Times (pp. 3–25). Princeton: The Darwin Press.

al-Batawi, H. A. (2007). Ahl al-Imama fi Misr. ‘Asr Salatin al-Mamalik [Theological Elite in Egypt. The Age of the Mamluk Sultans]. Cairo, Giza: ‘Ayn li-l-Dirasat wa-l-buhuth al-insaniyya wa-l-ijtima‘iyya. (In Arabic)

Bonner, M. (2006). Jihad in Islamic History. Doctrines and Practice. Princeton: Princeton University Press.

Cook, D. (2005). Understanding Jihad. Oakland: University of California Press.

Filshtinsky, I. M. (2008). Istoriia arabov i khalifata (750–1517 gg.) [The History of the Arabs and the Caliphate (750–1517)]. Moscow: AST: Vostok-Zapad.

Frenkel, Ye (2011). Jihad in the Medieval Mediterranean Sea: Naval Warand Religious Endowment under the Mamluks. In S. Leder (Ed.), Crossroads between Latin Europe and the Near East: Corollaries of the Frankish Presence in the Eastern Mediterranean (12th–14th Centuries) (pp. 103–125).Wьrzburg: Ergon Verlag.

Har-El, S. (1995). Struggle for Domination in the Middle East. The Ottoman-Mamluk War 1485–1491. Leiden; New York; Koln: E. J. Brill.

Herzog, T. (2014). Social Milieus and Worldviews in Mamluk Adab-Encyclopedias: The Example of Poverty and Wealth. In S. Conermann (Ed.), History and Society during the Mamluk Period (1250–1517) (pp. 61–82). Bonn: Bonn University.

Kбldy-Nagy, G. (1979–1980). The Holy War (jihвd) in the First Centuries of the Ottoman History. Harvard Ukrainian Studies, 3/4(1), 467–473.

Mutawalli, A. F. (1995). Al-Fath al-‘Uthmani li-l-Sham wa-Misr wa-muqaddimatuhu min waqi‘ al-watha’iq wa-al-masadir al-turkiyah wa-al-‘arabiyah al-mu‘asirah lahu [The Ottoman Conquest of Egypt and Its Threshold according to the Facts of Documents and Egyptian Arab Historical Sources]. Cairo: al-Zahra l-l-I’lam al-‘Arabi.

Rabie, H. (1989). Mamlūk Campaigns against Rhodes (A.D. 1440–1444). In C. E. Bosworth, Ch. Issawi, R. Savory, & A. L. Udovitch (Eds.), The Islamic World from Classical to Modern Times (pp. 281–286). Princeton: The Darwin Press.

Shaw, S. (1976). History of the Ottoman Empire and Modern Turkey (Vol. I: Empire of the Gazis: The Rise and Decline of the Ottoman Empire, 1280–1808). Cambridge: Cambridge University Press.

Usama, H. (2000). Tumanbay ’Akhir Salatin al-Mamalik [Tumanbey. The Last Mamluk Sultan]. Ghiza: Dar al-’Amak l-l-nashr wa-l-tawzi‘. (In Arabic)

Waghid, Y. (2011). Conceptions of Islamic Education. Pedagogical Framings. New York; Berlin: Peter Lang.

Yarbrough, L. (2017). The Madrasa and the Non-Muslims of Thirteenth-Century Egypt: A Reassessment. In E. Baumgarten, R. M. Karras, & K. Mesler (Eds.), Entangled Histories. Knowledge, Authority, and Jewish Culture in the Thirteenth Century (pp. 93–112). Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

Zelenev, E. I. (2007). Musulmanskiy Yegipet [Muslim Egypt]. St Petersburg: SPbGU Press.

Zelenev, E. I. (2015). Protestnye politicheskie dvizheniia v arabskikh stranakh: fitnah [The Protest Forms of Political Actions in the Arabic Countries: fitnah]. Aziia i Afrika segodnia, 5, 27–33.

Zelenev E. I., & Iliushina M. (2016). The “Fitna” Concept within the Context of the Sultan Barquq (1382–1399) and the Karamanids Relations. Iran and the Caucasus, 20(2), 179–190. https://doi.org/10.1163/1573384X-20160202

Zelenev, E. I., & Ozerov, O. B. (2019). Islam i politicheskie protsessy na Blizhnem Vostoke i v Afrike: platformy maksimalizma i minimalizma [Islam and Political Processes in the Middle East and Africa: Platforms of Maximalism and Minimalism]. Mezhdunarodnaia zhizn’, 9, 70–79.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.1.004

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru