Гендерная семантика леса в прозе писателей-традиционалистов 1960–1970-х гг.

Tatyana Aleksandrovna Rechkina

Аннотация


Статья посвящена изучению специфики поведения персонажей в лесном пространстве в рамках гендерного аспекта. В ходе исследования удалось доказать, что в творчестве писателей-традиционалистов 1960–1970-х гг. лес как один из знаковых локусов сельского мира, традиционно сохраняющий семантику неизведанного, «сакрального» пространства, обнаруживает характерное влияние на поведение героев. В статье приведены примеры, позволяющие утверждать, что в этом отношении гендерная принадлежность персонажей играет значительную роль. Доказано, что объектами наиболее активного воздействия леса преимущественно оказываются персонажи-мужчины, чей внутренний космос в результате претерпевает значительные изменения, обнажая бессознательное, «природное» начало героев. Находясь в лесном пространстве, представители сильного пола так или иначе стремятся к максимальному слиянию с окружающей средой, которое реализуется либо в гармоничном сосуществовании с природой и сохранении собственной идентичности, либо в своеобразном «одичании» персонажей. При этом оба варианта обусловлены дистанцированием героев от социума, проявляющемся в большей или меньшей степени. Отмечено также, что специфика поведения мужчин в лесном пространстве приобретает символический смысл в результате сравнения с особенностями восприятия леса персонажами-­женщинами. Оказавшись в лесу, героини исследуемых произведений не поддаются влиянию пространства, сохраняя внутренний космос. Кроме того, не переступая черту бессознательного, женщины одновременно становятся носительницами культурного начала в диком природном локусе. Таким образом, в ходе анализа произведений традиционалистской прозы удалось обнаружить ряд ярких примеров индивидуального восприятия лесного пространства представителями каждого гендера.


Ключевые слова


лес; гендерная семантика; Распутин; Шукшин; Астафьев; Белов; Абрамов

Полный текст:

PDF

Литература


Degtyareva, M. V., & Ermakova, N. F. (2015). Obrazy-perezhivaniia les — sad i ikh simvolika v poeme M. Yu. Lermontova “Mtsyri” [Experience Images “Forest” and “Garden” and Their Symbolism in M. Yu. Lermontov’s Poem The Novice]. In P. A. Lekant (Ed.), Ratsional’noe i emotsional’noe v russkom iazyke: sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii (g. Moskva, 20–21 noiabria 2015 g.) [The Rational and the Emotional in the Russian Language: Proceedings of the International Scholarly Conference (Moscow, 20–21 November 2015)] (pp. 160–163). Moscow: MGOU.

Karaseva, K. M. (2010). Makroobraz lesa v tetralogii F. A. Abramova “Priasliny”: mifologicheskij kontekst [The Macroimage of Forest in F. A. Abramov’s Tetralogy Pryasliny: Mythological Context]. Izvestiya RGPU im. A. I. Herzen, 123, 126–130.

Kovtun, N. V. (2015). “Demonologicheskij” siuzhet v povesti V. Rasputina “Zhivi i pomni” [“Demonological” Plot in V. Rasputin’s Story Live and Remember]. Sibirskiy filologicheskiy zhurnal, 2, 232–241.

Kulyapin, A. I. (2015). Kladbishchenskie motivy v proze V. M. Shukshina [Cemetery Motifs in V. M. Shukshin’s Prose]. In E. V. Rakitina (Ed.), VII Kirillo-Mefodievskie chteniia: mezhvuzovskij sbornik nauchno-metodicheskikh statej [VII Cyril and Methodius Readings: Intercollegiate Collection of Scholarly and Methodological Articles] (pp. 145–154). Ishim: Publishing House IPI named after P. P. Yershov (Branch) of Tyumen State University.

Kulyapin, A. I. (2016). Semiotika hudozhestvennogo prostranstva V. M. Shukshina [Semiotics of the Artistic Space of V. M. Shukshin]. Barnaul: AltGPA.

Lotman, Yu. M., & Uspensky, B. A. (1982). “Izgoj” i “izgojnichestvo” kak sotsial’no-psihologicheskaia pozitsiia v russkoj kul’ture preimushchestvenno dopetrovskogo perioda (“Svoe” i “chuzhoe” v istorii russkoj kul’tury) [“The Outcast” and “Outcastism” as a Socio-Psychological Position in Russian Culture, Mainly the Pre-Petrine Period (“Ours” and “Theirs” in the History of Russian Culture)]. Trudy po znakovym sistemam, 15.

Paranuk, K. N. (2018). Mifologema lesa v romane A. Kima “Otets-les” i povesti N. Kueka “Les odinochestva” [Mythologeme of the Forest in A. Kim’s Novel Father Forest and N. Kuek’s Story Forest of Solitude]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Series 2: Filologiya i iskusstvovedenie, 4 (227), 141–146.

Propp, V. Ya. (1998). Morfologiia “volshebnoj” skazki. Istoricheskie korni volshebnoj skazki [Morphology of the “Magic” Fairy Tale. Historical Roots of the Fairy Tale]. Moscow: Labirint.

Skoropadskaya, A. A. (2006). Obrazy lesa i sada v poetike romana B. Pasternaka “Doktor Zhivago” [Images of Forests and Gardens in the Poetics of B. Pasternak’s Novel Doctor Zhivago] (doctoral dissertation). Petrozavodsk.

Zamyatin, D. N. (2007). Neuverennost’ bytiia: obrazy doma i dorogi v fil’me “Zerkalo” [Uncertainty of Being: Images of the House and the Road in the Film Mirror]. Kinovedcheskie Zapiski, 82, 14–22.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.1.018

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru