Кто глаголет устами младенца? Дети и религиозное насилие во Франции. Рец. на кн.: Crouzet D. Les enfants bourreaux au temps des guerres de Religion. — Paris : Albin Michel, 2020. — 336 p.

Pavel Yurievich Uvarov

Аннотация


Данное эссе представляет собой размышления над новой книгой известного французского историка Дени Крузе, посвященной теме детского насилия, и шире — образу детей во время Религиозных войн во Франции. Новизна и ценность рассматриваемой книги заключается в выделении образов «невинных младенцев» в отдельный сюжет. Новыми представляются и размышления автора об «истоках вдохновения» юных французских гонителей гугенотов. Д. Крузе указывает на антропологические соответствия, присущие культуре как итальянских, так и французских городов. Здесь и карнавальная инверсия «мира наизнанку», и социальная функция объединений молодежи, участвующих в обрядах шаривари. Исследователь обращается к новым источникам: песнопениям, исполняемым детьми на Рождество, к мистериям и мираклям. Играя как невинных младенцев, страдающих от Ирода, так и ангелов, карающих злодея, городские дети учились тому, что и как делать в условиях карнавального вызова.

Интерес представляет процесс выхода из эсхатологического активизма. После 1572 г. банды детей-палачей сходят со сцены. Лишь убийство Гизов на Рождество 1588 г. выплеснуло на улицы Парижа толпы детей. Но теперь они описывались иначе — как дисциплинированная масса, занятая не погромами, но молитвами. Крузе говорит о «католическом сознании», но это был уже иной католицизм, реформированный, все далее отходящий от старого «корпоративного католицизма». Религиозная политическая активность детей уйдет в прошлое. Вновь образ невинного ребенка будет востребован уже после Революции, когда в десакрализованном контексте дети станут воплощением французской нации.


Ключевые слова


Франция; XVI век; Религиозные войны; Варфоломеевская ночь; католицизм; эсхатология; детство; насилие; Дени Крузе; французская историография

Полный текст:

PDF

Литература


Brunet, S. (2015). Kal’vinistskie konsistorii i munitsipalitety frantsuzskogo iuga vo vremia pervykh religioznykh stolknovenii (1560–1562) [Calvinist Consistories and Municipalities of the South of France during the First Religious Clashes]. In H. Daussy, & V. V. Shishkin (Eds.), Religioznye voiny vo Frantsii XVI veka. Novye istochniki, novye issledovaniia, novaia periodizatsiia [The Wars of Religion in 16th-Century France. New Sources, New Research, New Periodisation] (pp. 154–172). St Petersburg: Evraziia.

Catteeuw, L. (2020). Denis Crouzet, Les Enfants bourreaux au temps des guerres de Religion. Revue du MAUSS. Retrieved from http://www.journaldumauss.net/spip.php?page=imprimer&id_article=1541

Cegarra, M. (2000). Le quotidien de l’enfance. À propos d’un tableau de Bruegel l’Ancien. Ethnologie française, 30(1), 119–130.

Crouzet, D. (1982). La representation du temps à l’époque de la Ligue. Revue Historique, 578, 297–388.

Crouzet, D. (1990). Les guerriers de Dieu: la violence au temps des troubles de religion, vers 1525 — vers 1610 (Vols. 1–2). Seyssel: Champ Vallon.

Crouzet, D. (1994). La Nuit de la Saint-Barthйlemy: Un rкve perdu de la Renaissance. Paris: Fayard.

Crouzet, D. (2001). Monarkhicheskaia vlast’ i tainstvo smysla: soobshchenie o Varfolomeevskoi rezne [Monarchic Authority and the Sacrament of Sense: Notes on St Bartholomew’s Day Massacre] (S. K. Tsaturova, & P. Yu. Uvarov, Trans.). In P. Yu. Uvarov (Ed.), Varfolomeevskaia noch’: sobytie i spory [St Bartholomew’s Day: The Event and Disputes] (pp. 102–137). Moscow: RGGU.

Crouzet, D. (2005). Korol’ i nasilie: iz istorii frantsuzskogo absoliutizma XVI v. [The King and the Violence: On the History of 16th-Century French Absolutism] (Yu. V. Tkachenko, Trans.). Frantsuzskij ezhegodnik 2005 (Absoliutizm vo Frantsii. K 100-letiiu B. F. Porshneva (1905–1972) [Absolutism in France. On the Centenary of Boris Porshnev (1905–1972)], 166–191.

Crouzet, D. (2006). Sled drugoi istorii: Bog i izbivaiushchie mladentsy [Traces of Another History: God and the Massacring Innocents] (L. A. Pimenova, Trans.). In M. Krom, D. W. Sabean, & G. Algazi (Eds.), Istoriia i antropologiia. Mezhdistsiplinarnye issledovaniia na rubezhe XX–XXI vekov [History and Anthropology. Interdisciplinary Research at the Turn of the 21th Century] (pp. 163–190). St Petersburg: Aleteia.

Crouzet, D. (2011). Nostradamus. Istselenie dush epokhi Renessansa [Nostradamus, or the Renaissance Soul Healing] (A. B. Zakharevich, & A. Yu. Bespyatykh, Trans.). St Petersburg: Ivan Limbakh Press.

Crouzet, D. (2015). Istoriia naiznanku? Korol’ i religioznyi raskol vo Frantsuzskom korolevstve v XVI veke [Turning History Inside Out? The King and Religious Split in the 16th-Century French Kingdom]. In H. Daussy, & V. V. Shishkin (Eds.), Religioznye voiny vo Frantsii XVI veka. Novye istochniki, novye issledovaniia, novaia periodizatsiia [The Wars of Religion in 16th-Century France. New Sources, New Research, New Periodisation] (pp. 269–294). St Petersburg: Evraziia.

Crouzet, D. (2020). Les enfants bourreaux au temps des guerres de Religion. Paris: Albin Michel.

Dupront, A. (1954). La Chrйtientй et l’Idée de Croisade. Paris: Albin Michel.

Dupront, A. (1997). Le Mythe de Croisade (Vols. 1–4). Paris: Gallimard.

Farge, A., & Revel, J. (1988). Logiques de la foule. L’affaire des enlèvements d’enfants, Paris 1750. Paris: Hachette.

Guershenzon-Chegodaeva, N. M. (1983). Breigel’ [Bruegel]. Moscow: Iskusstvo.

Niccoli, O. (2007). Il seme della violenza: putti, fanciulli e mammoli nell’Italia tra Cinque e Seicento. Roma: GLF editori Laterza.

Rosenwein, B. (2006). Emotional Communities in the Early Middle Ages. Ithaca: Cornell University Press.

Skazkin, S. D. (1972). Reformatsiia i Religioznye voiny [Reformation and Religious Wars]. In A. Z. Manfred (Ed.), Istoriia Frantsii [History of France] (Vol. 1). Moscow: Nauka.

Tel’menko, E. P. (2010). Savonarola, gorozhane i “mal’chiki Khrista”: k voprosu o sudebnykh polnomochiiakh detskoi “politsii nravov” vo Florentsii kontsa XV v. [Savonarola, Citizens and the “Boys of Christ”: On the Issue of Judicial Powers of the Children’s “Morality Police” in Florence in the Late 15th Century]. In G. A. Popova (Ed.), Pravo v srednevekovom mire [Law in the Medieval World] (pp. 169–181). Moscow: IVI RAN.

Weissman, R. (1982). Ritual Brotherhood in Renaissance Florence. New York: Academic Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.1.020

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru