ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
На материале французской литературной иллюстрации XVIII в. изучается проблема изображения интерьера как места действия. На примере интерьерных сцен из двух разных серий иллюстраций к одним литературным текстам рассматриваются следующие вопросы: роль текста в формировании визуального образа интерьера; методы изображения места действия разными художниками; визуальные прототипы образа интерьера. Основными источниками исследования являются иллюстрации двух французских изданий «Сочинений» Мольера — серия гравюр по рисункам Ф. Буше 1734 г. и серия гравюр по рисункам Ж.-М. Моро (Моро-младшего) 1773 г. Сравнение текстов нескольких пьес с иллюстрациями из этих изданий показывает, что место действия, схематично описанное драматургом, художники изобразили как апартаменты дворянского дома. Иллюстраторы выбрали типологию, декор и обстановку, актуальные для своего времени: Буше — интерьеры в стиле рококо (1730-е гг.), Моро — интерьеры в стиле «Транзисьон» (1760–1770-е гг.). Сопоставление гравюр из разных серий доказывает, что Буше и Моро пользовались композиционными находками и деталями иллюстраций П. Бриссара 1682 г. и, кроме того, Моро взял за основу иллюстрации Буше. Сравнение иллюстраций с архитектурными гравюрами подтверждает, что прототипами для художников также были проекты интерьеров. В итоге отмечены закономерности изображения интерьера как места действия: визуальный образ интерьера не зависел от текста буквально; модель интерьера определялась творческим кредо иллюстратора и следовала модному стилю оформления; образ места действия создавался на основе иллюстраций-аналогов и проектов архитекторов-декораторов.
Barthes, R. (1989). Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Selected Works: Semiotics. Poetics]. Moscow: Progress.
Bassy, A.-M. (1984). Le texte et L’image. In H.-J. Martin, & R. Chartier (Eds.), Histoire de l’йdition française (Vol. 2, pp. 140–171). Paris: Promodis.
Cornuaille, Ph. (2015). Les Dйcors de Moliиre, 1658–1674. Paris: Presses de l’université Paris-Sorbonne.
Danilova, I. E. (2004). “Ispolnilas’ polnota vremen...”: razmyshleniia ob iskusstve: stat’i, etiudy, zametki [“The completeness of times has arrived...”: Reflexions about Art: Articles, Essays, Notes]. Moscow: RGGU.
Hautecoeur, L. (1950). Histoire de l’architecture classique en France (Vol. 3: Première moitiй du XVIIIe siècle, le style Louis XV). Paris: A. et J. Picard.
Hautecoeur, L. (1952). Histoire de l’architecture classique en France (Vol. 4. Seconde moitié du XVIIIe siиcle, le style Louis XVI). Paris: A. et J. Picard.
Ionescu, Chr. (Ed.). (2015). Book Illustration in the Long Eighteenth Century: Reconfiguring the Visual Periphery of the Text. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing.
Kalnein, W. comte de, & Levey, M. (1972). Art and Architecture of the Eighteenth Century in France. London: Penguin Books.
Lajer-Burcharth, E., & Söntgen, B. (Eds.). (2016). Interiors and Interiority. Boston: Walter de Gruyter.
Ledbury, M. (2006). Boucher and Theater. In M. L. Hyde, & M. Ledbury (Eds.), Rethinking Boucher (pp.133–143). Los Angeles: Getty Publications.
Martin, H.-J. (1984). L’histoire de trois grands livres illustrйs. In H.-J. Martin, & R. Chartier (Eds.), Histoire de l’édition franзaise (Vol. 2, pp. 146–147). Paris: Promodis.
Muller, D. G. (2013). “Pourquoi sous cette table?”: More Candlelight on Moliиre’s Tartuffe. Comparative Drama, 47 (2), 167–200.
Peters, J. S. (2003). Theatre of the Book, 1480–1880: Print, Text, and Performance in Europe. Oxford: Oxford University Press.
Volkov, N. N. (1977). Kompozitsiia v zhivopisi [Composition in Painting]. Moscow: Iskusstvo.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru