Особенности мифологического хронотопа в якутском и шорском эпосе

Marianna Timofeevna Satanar

Аннотация


Актуальность обращения к данной теме обусловлена необходимостью системного исследования природы мифологического сознания, вызванного усилением тенденции признания мифа как действенного духовного инструмента, имеющего гуманистическую ценность. Статья посвящена исследованию особенностей пространственно-временной организации эпических миров якутских и шорских сказаний. Пространство и время служат основополагающими категориями, моделирующими картину мира народа. Предметом настоящей статьи является мифологический хронотоп, т. е. миромоделирование в эпических традициях якутов и шорцев. Выявляются и анализируются элементы мифопоэтических воззрений, которые обнаруживаются в сюжетных мотивах, в глубоких пластах фольклорных текстов, в архаическом чувственном восприятии древних людей. Целью исследования является выявление сходств и различий в мифологическом миромоделировании якутских и шорских эпических сказаний. В работе применяются сравнительно-типологический подход, методы описания, герменевтики, моделирования, структурно-семантический анализ. Автор делает вывод, что в якутской и шорской эпических традициях наблюдается единый принцип в миромоделировании эпических пространств, общая логика мифологической географии, при этом в процессе сравнения анализируемых текстов, на фоне достаточно стройной мифологической системы якутского эпоса обнаруживается шорская система с признаками отражения отдельных черт архаичного мифа, содержащая очень древние элементы, свидетельствующие о более ранней стадии традиции и характеризующиеся большей обнаженностью смыслов. Тем больший интерес будут представлять для дальнейших сравнительных исследований новые издания шорского эпоса.


Ключевые слова


олонхо; шорский эпос; мотив; эпическая формула; хронотоп; Средний мир; Верхний мир; Нижний мир; Солнце; Луна

Полный текст:

PDF

Литература


Anikin, V. P. (2004). Teoriia fol’klora: kurs lektsii: uchebnoe posobie [Theory of Folklore: A Lecture Course: A Handbook]. Moscow: Knizhnyi dom Universitet.

Arbachakova, L. N. (2001). Tekstologiia shorskogo geroicheskogo eposa: (Na primere materialov N. P. Dyrenkovoj i A. I. Chudoyakova) [Textology of Shor Heroic Epos: (With Reference to N. P. Dyrenkova’s and A. I. Chudoyakov’s Materials)]. Novosibirsk: Nauka.

Baevsky, V. S. (1985). Khudozhestvennoe prostranstvo v “Evgenii Onegine” [Artistic Space in Eugene Onegin]. Izvestija AN SSSR. Serija literatury i jazyka, 44(3), 213–224.

Bakhtin, M. M. (1975). Formy vremeni i hronotopa v romane: ocherki po istoricheskoi pojetike [Forms of Time and Chronotope in the Novel: Essays on Historical Poetics]. In M. M. Bakhtin, Voprosy literatury i estetiki: issledovaniia raznykh let [Literature and Aesthetics: Studies from Different Years] (pp. 234–407). Moscow: Khudozhestvennaia literatura.

Blagova, G. F. (2006). Antroponimicheskaia mikrosistema kak proektsiia kosmologicheskikh i sotsial’nykh predstavlenij pratiurkov [Anthroponymic Microsystem as a Projection of Cosmological and Social Representations of Proto-Turks]. In E. R. Tenishev, & A. V. Dybo (Eds.), Sravnitel’no-istoricheskaia grammatika tiurkskikh iazykov. Pratiurkskij iazyk-osnova. Kartina mira pratiurkskogo etnosa po dannym iazyka [Comparative Historical Grammar of the Turkic Languages. Proto-Turkic Language. The Worldview of the Proto-Turkic Ethnos according to Linguistic Data] (pp. 660–751). Moscow: Nauka.

Burykin, A. A. (2018). K problematike issledovaniia iakutsko-tungusskikh vzaimosviazej v epose [On Research Issues of the Yakut-Tungus Interconnections in Epos]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal’nogo universiteta im. M. K. Ammosova: Seriya Eposovedenie, 2 (10), 22–30. https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.10.14550

Chudoyakov, A. I. (1995). Etiudy shorskogo eposa [Essays on Shor Epos]. Kemerovo: Knizhnoe izdatel’stvo.

Dyrenkova, N. P. (1940). Shorskij fol’klor [Shor Folklore]. Moscow; Leningrad: AN SSSR Press.

Emelyanov, N. V. (1980). Mifologicheskie bozhestva v olonkho “Potomki Yuryung Ajyy Tojona” i “Baaj Barylaakh — dukh-khozyain chernogo lesa” [Mythological Deities in the Olonkho Descendants of Yuryung Aiyy Toyon and Baai Barylaakh — the Master Spirit of the Black Forest]. In V. T. Petrov (Ed.), Mifologiia narodov Yakutii [The Mythology of Yakut Peoples] (pp. 17–20). Yakutsk: Yakutskii filial SO AN SSSR.

Ergis, G. U. (2008). Ocherki po iakutskomu fol’kloru [Essays on Yakut Folklore]. Yakutsk: Bichik.

Gabysheva, L. L. (2009). Fol’klornyj tekst: semioticheskie mekhanizmy ustnoj pamiati [Folk Text: Semiotic Mechanisms of Oral Memory]. Novosibirsk: Nauka.

Gatsak, V. M. (1989). Ustnaia epicheskaia traditsiia vo vremeni: Istoricheskoe issledovanie poetiki [The Oral Epic Tradition in Time: A Historical Study of Poetics]. Moscow: Nauka.

Gogolev, A. I. (1988). Osnovnye siuzhetnye variatsii v iakutskoj mifologii [The Main Plot Variations in Yakut Mythology]. In Yazyk — mif — kul’tura narodov Sibiri [Language — Myth –Culture of the Peoples of Siberia] (pp. 93–102). Yakutsk: YaGU Press.

Izbekova, E. I. (2014). Chislitel’nye v olonkho: struktura i semantika [Numerals in Olonkho: Structure and Semantics]. Yakutsk: SVFU Publishing House.

Khrolenko, A. T. (2005). Osnovy lingvokul’turologii: uchebnoe posobie [The Bases of Linguoculturology: A Handbook]. Moscow: Nauka.

Kosarev, A. F. (2000). Filosofiia mifa. Mifologiia i ee evristicheskaia znachimost’ [The Philosophy of Myth. Mythology and Its Heuristic Significance]. Moscow: PER SE; St Petersburg: University Book.

Kudiyarov, A. V. (2002). Khudozhestvenno-stilevye traditsii eposa mongoloiazychnykh i tiurkoiazychnykh narodov Sibiri [Artistic and Stylistic Traditions of the Epos of the Mongol-speaking and Turkic-speaking Peoples of Siberia]. Moscow: IMLI RAN.

Lvova, E. L., Oktyabr’skaya, I. V., Sagalaev, A. M., & Usmanova, M. S. (Eds.). (1988). Traditsionnoe mirovozzrenie tiurkov Iuzhnoj Sibiri: Prostranstvo i vremia. Veshchnyj mir [The Traditional Worldview of the Turks of Southern Siberia: Space and Time. Real World]. Novosibirsk: Nauka.

Makovsky, M. M. (1996). Sravnitel’nyj slovar’ mifologicheskoj simvoliki v indoevropejskikh iazykakh: Obraz mira i miry obrazov [Comparative Dictionary of Mythological Symbolism in Indo-European Languages: The Image of the World and the Worlds of Images]. Moscow: Gumanitarnyj izdatel’skij tsentr VLADOS.

Meletinsky, E. M. (2000). Poetika mifa [Poetics of Myth]. Moscow: Izdatel’skaia firma “Vostochnaia literatura” RAN.

Neklyudov, S. Yu. (2005). Struktura i funktsiia mifa [The Structure and Function of Myth]. In S. Yu. Neklyudov (Ed.), Sovremennaia rossijskaia mifologiia: sbornik statei [Contemporary Russian Mythology: Collection of Articles] (pp. 9–26). Moscow: RGGU.

Nevskaya, I. A. (1998). Funktsional’no-semanticheskoe pole prostranstvennosti v iazykakh Sibiri [Functional-semantic Field of Spatiality in the Siberian Languages]. In I. A. Nevskaya (Ed.), Shorskaia filologiia i sravnitel’no-sopostavitel’nye issledovaniia [Shor Philology and Comparative Studies] (Iss. 1, pp. 3–17). Novosibirsk: SO RAN.

Ojunsky, P. A. (2013). Iakutskaia skazka (olonkho), ee siuzhet i soderzhanie [Yakut Tale (Olonkho), its Plot and Content]. Yakutsk: Sajdam.

Propp, V. Ya. (1998). Poetika fol’klora (Sobranie trudov V. Ya. Proppa) [The Poetics of Folklore: Collected Works of V. Ya. Propp]. Moscow: Labirint.

Putilov, B. N. (2003). Fol’klor i narodnaia kul’tura; In memoriam [Folklore and Folk Culture; In Memoriam]. St Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie.

Satanar, M. T., & Illarionov, V. V. (2017). Strukturnyj analiz lokusa osnov iakutskogo panteona bozhestv [Structural Analysis of the Locus of the Foundations of the Yakut Pantheon of Deities]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniia, 6 (67), 571–573.

Satanar, M. T., & Illarionov,V. V. (2018). Model’ mira sakha: semantika v rakurse geometrii form (na materiale iakutskogo eposa) [Sakha Model of the World: Semantics from the Perspective of Geometry of Forms (Based on the Material of Yakut Epos)]. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal, 7(6), 471–481. https://doi.org/10.15643/libartrus-2018.6.4

Semenova, L. N. (2006). Epicheskii mir olonkho: prostranstvennaia organizatsiia i siuzhetika [The Epic World of Olonkho: Spatial Organisation and Plot]. St Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie.

Tokmashev, D. M. (2012). Kategoriia prostranstva v shorskom geroicheskom epose: lingvokul’turologicheskij aspekt [The Category of Space in Shor Heroic Epos: Linguocultural Aspect]. Bulletin of Tomsk State University, 3 (19), 40–58.

Toporov, V. N. (2010a). Mirovoe derevo: Universal’nye znakovye kompleksy [World Tree: Universal Sign Complexes] (Vol. 2). Moscow: Rukopisnye pamiatniki Drevnei Rusi.

Toporov, V. N. (2010b). Prostranstvo i tekst [Space and Text]. In V. N. Toporov, Mirovoe derevo: Universal’nye znakovye kompleksy [World Tree: Universal Sign Complexes] (Vol. 1, pp. 318–382). Moscow: Rukopisnye pamiatniki Drevnei Rusi.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.2.039

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru