Камнерезное искусство Урала и Алтая конца XVIII — XIX в.: национальный феномен и западноевропейское влияние

Natalia Valerievna Borovkova

Аннотация


Изучение русского камнерезного искусства остается важной и актуальной задачей современного российского искусствознания. Необходимо по-новому взглянуть на это направление русского декоративно-прикладного искусства. Важно разрешить вопрос, является ли русское камнерезное искусство исключительно внутренним явлением или оно основано на западноевропейских заимствованиях.

В рамках данного исследования рассмотрены произведения, выполненные на камнерезных предприятиях Урала и Алтая: Екатеринбургской и Локтевской мануфактурах, которые работали исключительно по заказам Кабинета. К концу XVIII в. сложилась особая система заказа камнерезных изделий. С этой целью формировали наборы «проб» природного декоративного камня из русских месторождений. Кабинет составлял специальные альбомы с проектами изделий, при отправке заказа на фабрику высылали эскиз и указывали номер камня, из которого это изделие необходимо было исполнить.

Комплексное изучение русского камнерезного искусства показывает наличие связей с европейской модой, традициями и технологией. В Россию для организации камнерезного производства приглашали европейских специалистов. Путешественники привозили изящные предметы, выполненные из декоративного камня европейскими мастерами.

К концу XVIII в. камнерезное производство в Западной Европе прошло гораздо более длительный путь развития, чем в России. Производство художественных изделий из камня осуществлялось в Италии, Франции, Англии, Швеции и других европейских странах. Русские заказчики хотели иметь такие же предметы, а мастера пытались подражать и воспроизводить европейские аналоги.

При сопоставлении проектов декоративных ваз прослеживается несомненное влияние европейских аналогов. При наличии очевидного сходства их декоративного оформления, для русских мастеров характерно умение раскрыть уникальные эстетические свойства материала. На первом этапе несомненно ощущалось влияние западноевропейских мастеров, но в дальнейшем русское камнерезное искусство начало приобретать собственные уникальные черты, хотя и развивалось в русле господствовавших общеевропейских стилистических направлений.


Ключевые слова


камнерезное искусство Алтая и Урала; кросс-культурные связи; европейское заимствование; Локтевская шлифовальная мануфактура; Екатеринбургская гранильная фабрика; природный декоративный камень

Полный текст:

PDF

Литература


Afanasyev, V. G. et al. (2010). Ocherki istorii Gornogo instituta (1773 — 1917) [Essays on the History of the Mining Institute (1773–1917)]. St Petersburg: St Petersburg Mining University.

Afanasyev, V. G., Voloshinova, I. V., Druzin, M. V. et al. (2017). Vo glave Gornogo instituta. Direktora uchebnogo zavedeniia (1773–1918) [At the Head of the Mining Institute. Director of the Educational Institution (1773–1918)]. St Petersburg: St Petersburg Mining University.

Borovkova, N. V. (2000). Imperatorskie shlifoval’nye fabriki v XVIII v. (istoriia, razvitie, proizvodstvo) [Imperial Polishing Factories in the 18th Century (History, Development, Production)]. In B. A. Starkov, & V. A. Gogolevsky (Eds.), Istoricheskaia rol’ Ekateriny II v razvitii gorno-zavodskogo dela v Rossii: nauchno-prakticheskajia konferesiia, 17–19 dekabrya 1999 g. [The Historical Role of Catherine II in the Development of Mining and Factory Business in Russia: Scholarly and Practical Conference, 17–19 Dec. 1999] (pp. 70–74). St Petersburg: St Petersburg Mining University.

Borovkova, N. V. (2005). V pamiat’ trudov i popecheniia [In Memory of Works and Care]. In V. G. Afanasyev, & D. V. Shmonin (Eds.), Zapiski Gornogo instituta. Vol. 163: Gornyj institut i peterburgskaia vysshaia shkola v prostranstve obrazovaniia, nauki i kul’tury [Notes of the Mining Institute. Vol. 163: The Mining Institute and the St Petersburg Higher School in the Space of Education, Science and Culture] (pp. 25–27). St Petersburg: St Petersburg Mining University.

Budrina, L. A. (2013). Parizhskaia shkola kamnereznogo dela v I treti XIX veka i zakazy N. N. Demidova [The Paris School of Stone-Cutting in the First Third of the 19th Century and the Orders of N. N. Demidov]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 1 (111), 5–19.

Budrina, L. A. (2017). Atributsiia proizvedenij russkikh kamnereznykh fabrik: predmet, eskiz i problema avtorstva v kontekste kross-kul’turnogo obmena [Attribution of Works of Russian Stone-Cutting Factories: Subject, Sketch, and Problem of Authorship in the Context of Cross-Cultural Exchange]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 19(4) (169), 231–240.

Budrina, L. A. (2018). Russian Hardstone Pieces at the Bavarian Kings’ Residences: Introductory Notes. Facets of Culture in the Age of Social Transition: Proceedings of the All-Russian Research Conference with International Participation (pp. 14–19). KnE Engineering. https://doi.org/10.18502/keg.v3i8.3598

Fersman, A. E. (1946). Iz istorii kul’tury kamnia v Rossii [From the History of Stone Culture in Russia]. Moscow; Leningrad: AN SSR.

Fersman, A. E. (1954–1961). Ocherki po istorii kamnia [Essays on the History of Stone] (Vols. 1–2). Moscow: AN SSSR.

Fersman, A. E., & Vlodavec, N. I. (1922). Gosudarstvennaia Petergofskaia granil’naia fabrika v ee nastoiashchem, proshlom i budushchem [The State Peterhof Lapidary Factory in its Past, Present, and Future]. Petrograd: Komis. po izucheniiu proizvoditel’nykh sil Rossii pri Ros. akad. nauk.

Galkina, A. A. (2006). Muzejnaia kollektsiia: istoriia razvitiia kamnereznogo proizvodstva na Altae XVIII–XXI vv. [Museum Collection: The History of the Development of Stone-Cutting Production in the Altai of the 18th–21st Centuries]. Trudy Altajskogo gosudarstvennogo kraevedcheskogo muzeia [Proceedings of the Altai State Museum of Local Lore] (Vol. 2, pp. 204–210). Barnaul: Altapress.

Pavlovsky, B. V. (1975). Dekorativno-prikladnoe iskusstvo promyshlennogo Urala [Decorative and Applied Art of the Industrial Urals]. Moscow: Iskusstvo.

Pavlovsky, B. V. (1976). Kamnereznoe iskusstvo Urala [Stone-Cutting Art of the Urals]. Sverdlovsk: Sverdlovsk Book Publishing.

Rodionov, A. M. (2007). Kolyvan’ kamnereznaia [Kolyvan Stone-Cutting]. Barnaul: Altajskij dom pechati.

Vityazeva, V. A. (2003). “Blagoslovennyi k vam Pavel…”. Perepiska grafa i grafini Severnykh s K. I. Kiukhelbekerom. 1781–1782 [“Blessed is Paul to you...”. Correspondence of Count and Countess Severnys with K. I. Küchelbecker. 1781–1782]. Nashe nasledie, 66. Retrieved from http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6619.php




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.3.060

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru