Iconography of the White Old Man — Tsagaan Ebugen’s Image in Mongolian Ethnic Art

Sergelen Sharnuud Batchuluun

Аннотация


В данной статье автором была предпринята попытка сопоставить известные письменные первоисточники, такие как сутры, посвященные Цагаану Эбугену, или Владыке земли и воды Белому Старцу, с различными визуальными материалами, а также принять во внимание единство культурных и художественных аспектов его изображения. Так, на основе собранных автором различных художественных материалов, которые включают в себя 54 монгольских, 18 калмыцких, а также 21 бурятское изображение Цагаана Эбугена, автор выявляет особенности иконографии образа Белого Старца с учетом деталей его одежды. В данной статье подробно рассматривается весь комплекс иконографических элементов, который включает в себя изображение Белого Старца: автор статьи анализирует лицо Цагаана Эбугена, как представлены его волосы, изображена его фигура, как переданы его одежда и обувь, а также обращает внимание на головные уборы. Цель данной статьи заключается в том, чтобы представить результаты анализа отобранных автором визуальных материалов, которые так или иначе связаны с образом Белого Старца, а также в том, чтобы раскрыть наиболее устойчивые иконографические особенности его изображения. В изобразительной иконографии Цагаана Эбугена нашли отражение сложные взаимоотношения древнего хтонического и буддийского начал. В ходе исследования было выявлено, что в образе Владыки земли и воды Белого Старца присутствуют в основном элементы традиционной одежды, и только около 10 % всех собранных автором изображений являются исключением и имеют другие детали одежды, что может быть обусловлено различными историческими событиями и религиозным влиянием в регионе.


Ключевые слова


монгольское искусство; Владыка земли и воды; монгольская традиционная одежда; религиозное искусство; архаичный образ; буддийское искусство; калмыцкое искусство; бурятское искусство

Полный текст:

PDF

Литература


Badmazhapov, Ts. B. (Comp.). (1995). Buddijskaia zhivopis’ Buryatii [Buddhist Painting of Buryatia]. Ulan-Ude: Nyutag.

Bakaeva, E. P. (2011). Sakralnye kody kul’tury Kalmykov [Sacred Codes of Kalmyk Culture]. Elista: IKKIAT.

Batyreva, S. G (2011). Kalmytskoe izobrazitel’noe iskusstvo XIX — nachala XX vv.: Opyt istoriko-kulturnoi rekonstruktsii [Kalmyk Fine Arts of the 19th — Early 20th Centuries. An Attempt at Historical and Cultural Reconstruction] (habilitation dissertation abstract). Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Sciences, Moscow.

Batyreva, S. G. (2002). K voprosu regionalnoi spetsifiki ikonografii Belogo startsa (mongolo-oiratskie i buriatskie paralleli v zhivopisi buddizma) [On the Regional Specificity of the Iconography of the White Old Man (Mongol-Oirat and Buryat Parallels in the Painting of Buddhism)]. In R. B. Rybakov (Ed.), E. V. Boikova, M. I. Golman, V. V. Graivoronskii, A. S. Zheleznyakov, & A. D. Tsendina; A. S. Zheleznyakov (Comp.), VIII Mezhdunarodnyi kongress mongolovedov: doklady rossiiskoi delegatsii [VIII International Congress of Specialists in Mongolian Studies: Reports of the Russian Delegation] (pp. 171–177). Moscow: Gumanitarij.

Bawden, C. R. (1958). Two Mongol Texts Concerning Obo-worhip. Oriens Extremus, 5(1), 23–41.

Gerasimova, M. K. (1983). Lamaizm v Buryatii XVIII — nachala XX vv. Struktura i sotsialnaia rol’ v kul’tovoi sisteme [Lamaism in Buryatia from the 18th to the Early 20th Centuries. Structure and Social Role in the Belief System]. Novosibirsk: Nauka.

Heissig, W. (1966). Les religions du Tibet et de la Mongolie. Paris: Payot.

Ivanov, S. V. (1954). Materialy po izobrazitel’nomu iskusstvu narodov Sibiri XIX — nachala XX v. Suzhetnyi risunok i drugie vidy izobrazhenii na ploskosti [Materials on the Fine Arts of the People of Siberia in the 19th — Early 20th Centuries: Plot Drawing and Other Types of Flat Images]. Moscow: USSR Academy of Sciences Publishing.

Luvsandamba, D. (1999). Mongol nutag dakh tuuh soeliin dursgal [Historical and Cultural Monuments in Mongolia]. Ulaanbaatar: Mongolyn Khu̇mu̇u̇nlėgiĭn Ukhaany Akademi.

Mostaert, A. (1941). Dictionaire Ordos (Vol. 1). Monumenta Seria Monographs, V. Peking: Catholic University.

Neklyudov, S. Yu. (1984). Geroucheskii epos mongol’skih narodov. Ustnye i literaturnye traditsii [The Heroic Epic of the Mongolian Peoples. Oral and Literary Traditions]. Moscow: Nauka.

Sodnom, B. (1999). Har buugiin duudlagiin tukhai [About the Prayer of the Black Shamani]. Mongol sudlal Ulaanbaatar.

Viktorova, L. L. (1980). Mongoly. Proishozhdenie naroda i istoki kul’tury [Mongols. The Origin of the People and the Origins of Culture]. Moscow: Nauka.

Zhukovskaya, N. L. (1977). Lamaism i rannie formy religii [Lamaism and the Early Forms of Religion]. Moscow: Nauka.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.4.064

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru