«Madonna del libro» в собрании Свердловского областного краеведческого музея: первые данные атрибуции и технико-технологического исследования картины

Denis Vladimirovich Ilichev

Аннотация


Статья посвящена атрибуции картины «Мадонна с младенцем» неизвестного художника из собрания Свердловского областного краеведческого музея. В ходе исследования был определен иконографический тип исследуемого произведения, соответствующий распространенному в Италии XVI в. образу «Madonna del libro». Опираясь на работы итальянских исследователей, удалось установить первоисточник иконографической композиции, которым оказалось произведение итальянского художника Перино дель Вага. В результате дальнейшего изучения было определено, что уральское полотно является копией с оригинала испанского художника Педро де Рубиалеса, работавшего в Италии в 1640–1660-е гг. и переработавшего произведение П. дель Вага.

Однако, технологический анализ уральского полотна показал, что анализируемое произведение было создано гораздо позднее, и его можно датировать второй четвертью — серединой XIX в. В рассматриваемой картине неизвестным автором были сделаны попытки воссоздания технологии оригинала, но обнаруженные несоответствия художественных материалов и живописных приемов итальянской практике XVI–XVII вв., выявленные при анализе холста, грунта, стратиграфии красочного слоя и связующего краски, позволяют говорить о поверхностной осведомленности автора о технологии и особенностях манеры выбранных для подражания эпохи и региона. Таким образом, исследуемое полотно демонстрирует особенности создания имитаций произведений XVI в. в более позднее время.

На основе сопоставления данных о применении технологии дублирования, конструкции подрамника, присутствии подписи на подрамнике и соотнесения этих признаков с записями из каталога нижнетагильской коллекции живописи Д. П. Шорина в статье предложена версия о месте и времени реставрации картины, которая позволяет предположить, что работы по улучшению сохранности произведения были выполнены в мастерских императорского Эрмитажа реставратором Н. А. Сидоровым.


Ключевые слова


итальянская живопись XVI в.; копии; имитации; Мадонна с младенцем; технико-технологический анализ; коллекция Д. П. Шорина

Полный текст:

PDF

Литература


Aleshin, A. B. (1989). Restavratsiia maslianoi zhivopisi v Rossii [The Restoration of Oil Paintings in Russia]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR.

Brodel, F. (1992). Material’naia tsivilizatsiia, ekonomika i kapitalizm, XV–XVIII vv. [Material Civilization, Economics, and Capitalism, 15th–18th Centuries] (Vol. 3, pp. 10–752). Moscow: Progress.

Cali, M. (1988). Maestro Pedro de Rubiales pintor’ nelle chiese spagnole di Roma. Prospettiva, (53/56), 399–407.

Gorohova, G. N., & Kononovich, M. G. (1999). Kharakteristiki gruntov i krasochnykh sloev proizvedenii ital’ianskoi zhivopisi XV–XVIII vekov (opyt sistematizatsii) [Characteristics of Grounds and Colour Layers of Works of Italian Painting of the 15th–18th Centuries (Attempt at Systematisation)]. Moscow: The Grabar Conservation Center.

Grenberg, Yu. I., & Pisareva, S. A. (2010). Maslianye kraski XX veka i ekspertiza proizvedenii zhivopisi: sostav, otkrytie, kommercheskoe proizvodstvo i issledovanie krasok [Oil Paints of the 20th Century and the Examination of Paintings: Composition, Discovery, Commercial Usage and Study of Pigments]. Moscow; Kiev: Zerkalo mira.

Kosolapov, A. I. (2015). Estestvennonauchnye metody v ekspertize proizvedenii iskusstva [Natural Science Methods in the Examination of Works of Art]. St Petersburg: Hermitage Publishing House.

Pichugina, O. K. (2020). Razvitie metodov podrazhaniia v zhivopisnoi praktike ital’ianskikh masterov XVI–XVII vv. [The Development of Imitation Methods in Painting Practice of the 16th–17th-Centuries Italian Masters]. Arkhitekton: izvestiia vuzov, 4 (72). Retrieved from http://archvuz.ru/2020_4/18/

Stols-Witlox, M. (2012). Grounds, 1400–1900. In J. Hill Stoner, & R. Rushfield (Eds.), Conservation of Easel Paintings (pp. 161–185). London; New York: Routledge.

Zezza, A. (2016). Da don Pedro de Toledo al gran duca d’Alba: due cicli di pitture murali a Napoli alla metà del Cinquecento, in Sбnchez Garcia Encarnaciуn. In E. Sбnchez García (Ed.), Rinascimento meridionale: Napoli e il vicerй Pedro de Toledo (1532–1553) (Vol. 5, pp. 545–588). Napoli: Tullio Pironti. URL: https://www.academia.edu/29120442/Da_don_Pedro_de_Toledo_al_gran_duca_d_Alba_due_cicli_di_pitture_murali_a_Napoli_alla_met%C3%A0_del_Cinquecento




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.4.066

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru