Вазы, шкатулки и декоративные светильники Ленинградского завода фарфоровых изделий 1956–1966 гг.: контекст, атрибуция, интерпретация

Olga Sergeevna Sapanzha

Аннотация


Статья посвящена анализу двух этапов в развитии послевоенного тиражного интерьерного фарфора. Первый этап связан с завершением развития в декоративном и промышленном искусстве большого стиля, второй — с развитием так называемого современного стиля, нашедшего отражение в произведениях массового фарфора. В качестве основного объекта исследования выбран Ленинградский завод фарфоровых изделий и продукция предприятия 19561966 гг., которая на сегодняшний день изучена недостаточно. ЛЗФИ был одним из многочисленных советских фарфоровых предприятий, включившимся в процессы создания новой жизненной среды. В продукции предприятия (произведения мелкой фарфоровой пластики, утилитарный фарфор — вазы, шкатулки, флаконы, лампы-ночники) отразились оба этапа развития промышленного искусства, связанные с организацией жилого интерьера, наполненного произведениями мелкой пластики (вторая половина 1950-х гг.), и интерьера, в котором фарфор играл роль акцентов, подчеркивающих свободное пространство (первая половина 1960-х гг.). В статье представлен анализ шкатулок и флаконов предприятия (шкатулки «40 лет Октября», шкатулка со львом, шкатулка «Матрешка», серия флаконов и шкатулок «Летний сад»), ваз и кашпо (кашпо «Линии», декоративные вазочки, штоф и стопки), светильников (ночник «Китайская пагода», ночник «Золотой петушок»). Интерпретация этих произведений, выпускавшихся значительными тиражами, позволяет сделать вывод о роли и значении предприятия не только в формировании интерьера и жизненной среды, но и о значении продукции Ленинградского завода фарфоровых изделий в общих процессах перехода от большого стиля к новой эстетике 1960-х гг. Учитывая массовый характер произведений ЛЗФИ, актуальные стилистические тенденции были доступны широкому кругу советских граждан, воспринимавших новые эстетические координаты.


Ключевые слова


тиражный массовый фарфор; мелкая пластика; промышленное искусство; советская повседневная культура; советские фарфоровые заводы; советский быт; советский дизайн; современный стиль

Полный текст:

PDF

Литература


Andreeva, E. Yu. (2017). Strategiia polisnoi zhizni. Ideologiia i estetika sovetskogo iskusstva vtoroi poloviny 1950-kh — 1960-kh gg. v Leningrade [Polis Life Strategy. The Ideology and Aesthetics of Soviet Art in the Second Half of the 1950s — 1960s in Leningrad]. Iskusstvoznanie, 4, 174–189.

Balandina, N. A., Ivanova, E. V., & Sapanzha, O. S. (2020). Sovetskii balet v farforovoi plastike Vladimira Sycheva (Leningradskii zavod farforovykh izdelii) [Soviet Ballet in Porcelain Sculpture by Vladimir Sychev. Leningrad Factory of Porcelain Production]. Novoe iskusstvoznanie, 1, 56–63. https://doi.org/10.24411/2658-3437-2020-11008

Ivanova, E. V. (2019). Osnovnye napravleniia deiatel’nosti Leningradskogo zavoda farforovykh izdelii v 1950–1960-e gody (na osnove arkhivnykh materialov) [The Main Activities of the Leningrad Factory of Porcelain Production in the 1950s–1960s (Archival Materials)]. Universitetskii nauchnyi zhurnal. Seriia “Filologicheskie i istoricheskie nauki, iskusstvovedenie”, 49, 85–91. https://doi.org/10.25807/PBH.22225064.2019.49.85.91

Krasil’nikova, T. V. (2004). “Sovremennyi stil’” v sovetskom dekorativno-prikladnom iskusstve perioda ottepeli [“Contemporary Style” in Soviet Decorative and Applied Art of the Thaw Period] (doctoral dissertation abstract). State Institute of Art Studies, Moscow.

Rozhdestvenskaya, S. B. (1961). “Iskusstvo — v byt”. Vystavka novykh obraztsov izdelii khudozhestvennoi promyshlennosti [“Art to Everyday Life”. Exhibition of New Works of Art Products]. Sovetskaia etnografiia, 6, 110–130.

Sapanzha, O. S. (2020). Sovetskii Soiuz — Kitai: k voprosu predstavleniia vsemirnoi istorii v prostranstve povsednevnoi kul’tury [Soviet Union — China: On the Issue of Presenting World History in the Space of Everyday Culture]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, 50, 29–37. https://doi.org/10.317773/2078-1768-2020-50-29-37

Semenov, A. V. (2017). Tri perioda v dizaine sovetskoi mebeli 1920-kh — 1980-kh gg. [Three Periods in the Design of Soviet Furniture in the 1920s–1980s]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizaina. Seriia Iskusstvovedenie. Filologicheskie nauki, 3, 45–51.

Stepanova, D. G. (2020). “Leningradskii stil’” v dekorativnom i promyshlennom iskusstve: vvedenie v problemu [“Leningrad Style” in Decorative and Industrial Art: An Introduction to the Issue]. Novoe iskusstvoznanie. Istoriia, teoriia i filosofiia iskusstva, 4, 44–51. https://doi.org/10.24411/2686-7443-2020-14005

V poiskakh sovremennogo stilia. Leningradskii opyt. Vtoraia polovina 1950-kh — seredina 1960-kh godov: katalog vystavki [In Search of Contemporary Style. Leningrad Experience. Second Half of 1950s — mid-1960s: Exhibition Catalogue]. (2018). St Petersburg: Palace Editions.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.4.067

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru