Атрибуция произведений Владимира Гринберга и Александра Ведерникова: о подписи художника

Alexandra Ivanovna Strukova

Аннотация


Статья посвящена происхождению и феномену авторской подписи В. А. Гринберга (1896–1942) и А. С. Ведерникова (1898–1975) — двух представителей Ленинградской пейзажной школы, существовавшей в 1930–1940-е гг. В этот период они входили в единый круг дружеского и профессионального общения, испытывали взаимные влияния. Творчество художников рассматривается более широко и выходит за рамки их пребывания в сообществе.

Задача статьи — отметить наиболее значимые периоды их деятельности, проследить эволюцию авторского почерка, сосредоточиться на спорных моментах в атрибуции произведений. Исследование полного комплекса работ Гринберга и Ведерникова, выявленных на данный момент в музейных и частных собраниях, а также у их наследников, позволяет проследить изменение стилистики, обнаружить художественные ориентиры этих авторов.

Манера Гринберга многократно трансформировалась. Неоклассическая стилистика произведений конца 1910-х гг., цитация живописи старых мастеров сменилась скромными натюрмортами шарденовского типа в 1920-е гг. После пейзажей и бытовых сцен на черном фоне в начале 1930-х гг. в середине десятилетия произошло высветление цветовой гаммы во время работы над серией «Новый Ленинград». В начале 1940-х гг. Гринберг начал писать очень широко, обобщая и упрощая изображение. Эта эпатирующая манера имеет параллели со стилем 1960-х гг.

Ведерников находился под влиянием живописи французских постимрессионистов, к которому в послевоенный период добавился интерес к искусству русских народных промыслов, в частности, к городецкой росписи. Особое внимание в статье уделено произведениям Гринберга и Ведерникова в технике литографии.

Значительная часть работ каталогизирована и опубликована, что облегчает датировку и атрибуцию, но многое еще остается неизданным и неизвестным (например, эпизод в творчестве Ведерникова, связанный с объединением «Мастера аналитического искусства»). Предпринятая попытка подробно описать маркировку произведений, начертание, размещение, изменение подписи художников поможет точнее определить круг авторских работ, даст «ключ» для того, чтобы отвести от имен Гринберга и Ведерникова заведомые подделки.


Ключевые слова


Ленинградская пейзажная школа; Владимир Гринберг; Александр Ведерников; Новая художественная мастерская; неоакадемизм; новая вещественность; городецкая живопись; стилизация; литография

Полный текст:

PDF

Литература


Arbenin, A. M. (Ed.). (1917). “Mir iskusstva”: katalog vystavki kartin [Mir Iskusstva: Painting Exhibition Catalogue]. Petrograd: Ts. Tipograf.

Babichev, R. D., & Strukova, A. I. (2017). Modernizm bez manifesta. Sobranie Romana Babicheva [Modernism without a Manifesto. Collection of Roman Babichev] (Vol. 4: Aleksandr Vedernikov (1898—1975)). Moscow: ABCdesign.

Baranovsky, V. I., & Khlebnikova, I. B. (2001). Anton Azhbe i khudozhniki Rossii [Anton Azhbe and Artists of Russia]. Moscow: Moscow University Press.

Chugunov, G. I. (1984). Mstislav Valerianovich Dobuzhinsky. Leningrad: Khudozhnik RSFSR.

Fromanten, E. (1914). Starye mastera. Bel’giia — Gollandiia [Old Masters. Belgium — Holland]. Moscow: Problemy estetiki.

Galeev, I. I., Strukova, A. I., & Mochalov, L. V. (2005). Nikolai Lapshin. 1891—1942. Moscow: Scorpion.

Galeev, I. I., & Kozyreva, M. N. (2009). Leningradskaia stankovaia litografiia. Dovoennyi period [do 1941 g.]: illiustrirovannyi katalog [Leningrad Easel Lithography. Pre-War Period [before 1941]: Illustrated Catalogue]. Moscow: Scorpion.

Ginzburg, I. V. (1935). Katalog pervoi vystavki leningradskikh khudozhnikov [Catalogue of the First Exhibition of Leningrad Artists]. Leningrad: Sovetskii pechatnik.

Grushevskaya, S. A., & Popova, N. I. (2013). Gorod Akhmatovoi. Leningradskaia litografiia. 1920 — 1960-e: katalog [City of Akhmatova. Leningrad Lithography. 1920s—1960s: Catalogue]. St Petersburg: Museum of Anna Akhmatova in the Fountain House.

Krichevsky, V. G. (2018). Graficheskie znaki Ottepeli [Graphic Signs of the Thaw]. Moscow: Art Volkhonka.

Mavrina, T. A. (1970). Gorodetskaia zhivopis’ [Gorodets Painting]. Leningrad: Avrora.

Mochalov, L. V. (Ed.). (1977). Aleksandr Semenovich Vedernikov (1898—1975). Vystavka proizvedenii: katalog [Alexander Semenovich Vedernikov (1898—1975). Exhibition of Works: Catalogue]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR.

Nosov, Yu. M. (Comp.). (2015). Katalog sobraniia Yu. M. Nosova [Yu. M. Nosov Collection Catalogue]. Moscow: Viart.

Osenniaia vystavka leningradskikh khudozhnikov [Autumn Exhibition of Leningrad Artists] (1936). Leningrad: Iskusstvo.

Pavlinskaya, A. P. (1960). Aleksandr Semenovich Vedernikov. Leningrad: Khudozhnik RSFSR.

Pavlinskaya, A. P. (1991). Aleksandr Vedernikov. Moscow: Sovetskii khudozhnik.

Punin, N. N. (1927). A. E. Karev. In Karev (pp. 10–29). Leningrad: Izdanie GRM.

Rzhevsky, I. A., & Rzhevsky, Ya. A. (2000). Kollektsiia peterburgskikh sobiratelei brat’ev Rzhevskikh [Collection of St Petersburg Collectors of the Brothers Rzhevsky]. St Petersburg: Palace Editions.

Samoilov, V. G. (Ed.). (1938). Vystavka proizvedenii leningradskikh khudozhnikov: katalog [Exhibition of Works by Leningrad Artists: Catalogue]. Alma-Ata: LENIZO.

Strukova, A. I. (2008). Vladimir Grinberg. 1896—1942. Khudozhnik Leningrada [Vladimir Grinberg. 1896—1942. Artist of Leningrad]. Moscow: Scorpion.

Strukova, A. I. (2011). Leningradskaia peizazhnaia shkola. 1930-e — 1940-e gody [Leningrad Landscape School. 1930s—1940s]. Moscow: Galart.

Strukova, A. I. (2015). “Mnogo poteriano, i net vozmozhnosti vosstanovit’ eto poteriannoe…” Aleksandr Vedernikov v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [“Much has been lost, and there is no way to restore this loss ...” Alexander Vedernikov during the Great Patriotic War]. In S. M. Gracheva (Ed.), “Voina, beda, mechta i iunost’!” Iskusstvo i voina. K 70-letiiu Pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine: sbornik statei. Po materialam mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Sankt-Peterburg, 2015) [“War, trouble, dream and youth!” Art and War. For the 70th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War: A Collection of Articles. Based on Materials from an International Scholarly Conference (St Petersburg, 2015)] (pp. 239–252). Moscow: BuksMArt.

Strukova, A. I. (2019). Aleksandr Vedernikov v obshchestve “Krug khudozhnikov”. Rekonstruktsiia biografii i tvorcheskoi praktiki [Alexander Vedernikov in the “Circle of Artists” Society. Reconstruction of Biography and Creative Practice]. In T. A. Yudkevich (Ed.), Tret’iakovskie chteniia – 2019: materialy otchetnoi nauchnoi konferentsii [Tretyakov Readings — 2019: Proceedings of the Reporting Scholarly Conference] (pp. 283–296). Moscow: State Tretyakov Gallery.

Vystavka kartin i grafiki [Exhibition of Paintings and Graphics] (1936). Baku: Lengorlit.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.4.069

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru