ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Концепция советской науки формировалась во многом стихийно. Первоначально, в условиях Гражданской войны наука рассматривалась большевиками как инструмент и способ достижения политических и военных целей. Но, как и с другими объектами социального проектирования — социалистической экономикой, культурой, образованием и т. д., — четких представлений о социалистической науке у них не было. Устойчивым было только мнение о классовом характере буржуазной науки и ее роли, подчиненной интересам капитала и монархии. С учетом этого фактора формировалось отношение новой власти к различным научным направлениям. Больше доверия у большевиков вызывали естественно-научные и технические науки, достижения которых предполагалось «взять такими, какими передает их нам буржуазное наследие». Общественные и гуманитарные науки оценивались резко критически, как в целом враждебные социалистической идее.
Советская модель науки окончательно сложилась в 1930-е гг. Она отличалась некоторыми специфическими чертами, во многом определявшими ее достижения и провалы. К ним можно отнести иерархическую, разомкнутую организационную структуру, включающую три сектора науки (ведомственный, академический и вузовский). Кроме того, необходимо отметить такие черты советской науки, как децентрализация, полная зависимость от государства и системы планирования.
Тактика государственной поддержки стратегически важных направлений науки и отсутствие альтернативных механизмов финансирования научных исследований способствовали быстрой бюрократизации советской науки, деформации структуры научного знания (дисбаланс между точными, естественными, техническими, общественными и гуманитарными науками по темпам и уровню развития) и приоритету прикладных исследований над фундаментальными. Еще одна особенность — жесткий идеологический контроль научного знания, дополненный репрессиями против «буржуазной» науки и ее представителей, а также запретом (явным и неявным) на прямые контакты, что обусловило замкнутость и низкий уровень мобильности научного сообщества.
Ablazhey, A. M. (2011). Ot sovetskoi k postsovetskoi modeli: vosproizvodstvo nauki v Rossii [From the Soviet to the Post-Soviet Model: Reproduction of Science in Russia]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Filosofia, 9(3), 74–79.
Aleksandrov, D. A. (1996). Pochemu sovetskie uchenye perestali pechatat’sia za rubezhom: stanovlenie samodostatochnosti i izolirovannosti otechestvennoi nauki, 1914—1940 [Why Soviet Scientists Stopped Publishing Abroad: The Formation of Self-Sufficiency and Isolation of Russian Science, 1914–1940]. Voprosy istorii estestvoznania i tekhniki, 3, 3–24.
Dolgova, E. A. (2020). Sovetskoe nauchnoe soobshchestvo v 1918–1934 gg.: sotsial’nyi, institutsional’nyi, publichnyi aspekty [Soviet Scientific Community in 1918–1934: Social, Institutional, Public Aspects] (habilitation dissertation). Moscow.
Gelvikh, A. V. (2017). “Proletarskaia nauka” A. A. Bogdanova: kommunikativnaia utopia na sluzhbe utopii sotsial’noi [“Proletarian Science” of A. A. Bogdanov: A Communicative Utopia in the Service of a Social Utopia]. Vestnik Omskogo universiteta. Seria “Istoricheskie nauki”, 4 (16), 92–101. https://doi.org/10.25513/2312-1300.2017.4.92-101
Izyumova, L. V. (2020). Kartochnaia sistema v gody Velikoi Otechestvennoi voyny: organizatsia i printsipy raspredelenia [Card System during the Great Patriotic War: Organisation and Distribution Principles]. In V. M. Dobroshan, S. I. Bugashev, A. S. Minin, & T. V. Rabush (Eds.), Voina i mir v otechestvennoi i mirovoi istorii: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Sankt-Peterburg, 27 marta 2020 g. [War and Peace in National and World History : Proceedings of the International Scholarly Conference, St Petersburg, March 27, 2020] (Vol. 1, pp. 210–218). St Petersburg: Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet promyshlennykh tekhnologii i dizaina.
Kaplyukov, V. V., & Yarkova, E. I. (2016). K voprosu o stepeni izuchennosti istorii rabot Komissii Akademii nauk SSSR po mobilizatsii resursov Urala na nuzhdy oborony strany [On the Question of the Degree of Study of the History of the Work of the Commission of the Academy of Sciences of the USSR on Mobilising the Resources of the Urals for the Needs of the Country’s Defense]. In L. N. Mazur (Ed.), Dokument. Arkhiv. Istoriia. Sovremennost’: materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ekaterinburg, 2–3 dekabria 2016 g. [Document. Archive. History. Modernity: Materials of the VI International Scholarly and Practical Conference, Yekaterinburg, December 2–3, 2016] (pp. 358–363). Yekaterinburg: Ural University Press.
Lazar, M. G. (2010). Etos nauki v sotsiologii R. Mertona: sud’ba i status v naukovedenii [The Ethos of Science in the Sociology of R. Merton: Fate and Status in the Study of Science]. Sotsiologia nauki i tekhnologii, 4, 124–139.
Lapko, A. F., & Lyusternik, L. A. (1970). Lenin, nauka i prosveshchenie [Lenin, Science and Education]. Uspekhi matematicheskikh nauk, 25, 2 (152), 15–79.
Merton, R. (2006). Sotsial’naia teoria i sotsial’naia struktura [Social Theory and Social Structure]. Moscow: AST.
Sidorchuk, I. V. (2017). Osnovnye osobennosti institutsionalizatsii novykh nauchnykh uchrezhdenii v poslerevoliutsionnoi Rossii (na primere Petrograda-Leningrada) [The Main Features of the Institutionalisation of New Scientific Institutions in Post-Revolutionary Russia (with Reference to Petrograd-Leningrad)]. Sotsiologia nauki i tekhnologiy, 8(3), 59–71.
Sinel’nikova, E. F. (2018). Konstruiruia sovetskuiu nauku: nauchnye obshchestva v 1920-e gody [Constructing Soviet Science: Scientific Societies in the 1920s]. In O. V. Gorbachov, & L. N. Mazur (Eds.), Sovetskii proekt. 1917–1930-e gg.: etapy i mekhanizmy realizatsii: sbornik nauchnykh trudov [The Soviet Project. 1917–1930s: Stages and Mechanisms of Implementation: Collection of Scholarly Works] (pp. 454–463). Yekaterinburg: Ural University Press.
Stepin, V. S. (2011). Tsivilizatsia i kul’tura [Civilisation and Culture]. St Petersburg: SPbGUP.
Stratonov, V. V. (1992). Poteria Moskovskim Universitetom svobody (vospominania o zabastovke 1922 g.) [Moscow University’s Loss of Freedom (Memories of the 1922 Strike)]. Istoriko-astronomicheskie issledovania, 23, 410–455.
Yaroshevsky, M. G. (1991). Stalinizm i sud’by sovetskoi nauki [Stalinism and the Fate of Soviet Science]. In M. G. Yaroshevsky (Ed.), Repressirovannaia nauka [Repressed Science] (pp. 6–33). Leningrad: Nauka.
Yasnitsky, A. (2015). Stalinskaia model’ nauki: istoria i sovremennost’ rossiiskoi psikhologii [Stalin’s Model of Science: History and Modernity of Russian Psychology]. PEM: Psychology. Educology. Medicine, 3–4, 407–422.
Yashina, A. V. (2019). Nauka kak instrument postroenia sovetskogo gosudarstva 1920–1930-kh gg. [Science as a Tool for Building the Soviet State in the 1920s and 1930s]. Genesis: istoricheskie issledovania, 10, 1–9. https://doi.org/10.25136/2409-868X.2019.10.30923
Yudin, B. G. (1993). Istoria sovetskoi nauki kak protsess vtorichnoi institutsializatsii [The History of Soviet Science as a Process of Secondary Institutionalisation]. Filosofskie issledovania, 3, 83–106.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru