ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В 1924 г. немецкий воздухоплаватель Вальтер Брунс обратился к советскому правительству с предложением о сотрудничестве в области воздухоплавания. Он предлагал создать концессионную компанию по перевозке пассажиров дирижаблями из Европы в Восточную Азию, предоставив пунктам базирования дирижаблей право экстерриториальности, сделав их «вольными гаванями». Целью исследования является представление результатов советско-немецкого сотрудничества в области развития воздухоплавания и тех задач, которые планировалось решить с помощью дирижаблей при освоении арктических территорий. Анализ источников показал, что проект В. Брунса виделся советским чиновникам сомнительным с точки зрения окупаемости, и они не были готовы выделять средства на его осуществление. Власти были заинтересованы прежде всего в получении немецких технологий и локализации строительства грузоподъемных дирижаблей на советских верфях. В данной статье особое внимание уделяется тому, как проект В. Брунса оценивали эксперты, среди которых ведущую роль играли военные. Они выступили против регулярных перелетов через советскую территорию дирижаблей с иностранными экипажами, так как считали это потенциальной угрозой обороноспособности страны. Больший интерес для властей представлял другой проект В. Брунса по организации международной научной экспедиции по изучению Арктики. Практическим результатом этого проекта стал полет в 1931 г. немецкого дирижабля «Граф Цеппелин», в составе летной команды которого находились советские специалисты. Однако затем более значимым для советских властей стало сотрудничество с итальянским воздухоплавателем Умберто Нобиле, осуществлявшим в СССР постройку дирижаблей.
Belokrys, A. (2017). Deviat’sot chasov neba. Neizvestnaia istoriia dirizhablia “SSSR-V6” [Nine Hundred Hours of the Sky. The Unknown History of the USSR-V6 Airship]. Moscow: Paulsen.
Broude, B. G. (1992). Umberto Nobile (1885–1978). St Petersburg: Nauka.
Filin, P., Emelina, M., & Savinov, M. (2018). Arktika za gran’iu fantastiki. Budushchee Severa glazami sovetskikh inzhenerov, izobretatelei i pisatelei [Arctic beyond Fantasy. The Future of the North through the Eyes of Soviet Engineers, Inventors and Writers]. Moscow: Paulsen.
Gorlov, S. A. (2001). Sovershenno sekretno: Al’ians Moskva — Berlin, 1920–1933 gg. [Top Secret: Moscow–Berlin Alliance, 1920–1933]. Moscow: OLMA PRESS.
Krasnikova, O. A. (2015). V Arktiku na vozdushnom share. K istorii Obshchestva “Aeroarktik” i Poliarnoi komissii Akademii nauk [To the Arctic in a Hot Air Balloon. On the History of the Aeroarctic Society and the Polar Commission of the Academy of Sciences]. Nauka iz pervykh ruk, 2 (62), 48–67.
Krasnikova, O. A. (2016). V Arktiku na vozdushnom share. Polet k Severnoi Zemle [To the Arctic in a Hot Air Balloon. Flight to Severnaya Zemlya]. Nauka iz pervykh ruk, 1 (67), 94–115.
Raspopov, O. M., Sokolov, S. N., Demina, I. M., Pellinen, R., & Petrova, A. A. (2013). The First Aeromagnetic Survey in the Arctic: Results of the Graf Zeppelin Airship Flight of 1931. History of Geo- and Space Sciences, 4, 35–46. https://doi.org/10.5194/hgss-4-35-2013
Sidorchuk, I. V. (2020). Mashiny protiv “belogo piatna”: tekhnologicheskaia simvolika pokoreniia sovetskoi Arktiki 1930-kh gg. [Machines against the “Blank”: Technological Symbols of the Conquest of the Soviet Arctic in the 1930s]. In E. A. Dolgova (Ed.), Sovetskaia gumanitaristika: mechty i pragmatika v 1920–1950-e gg. [Soviet Humanities: Dreams and Pragmatics in the 1920s and 1950s]. Moscow: RGGU.
Sobisevich, A. V., & Chesnov V. M. (2020). Arsenii Arsen’evich Yarilov i proekty po razvitiiu transarkticheskogo vozdukhoplavaniia [Arsenij Arsenievich Jarilov and Projects for the Development of Transarctic Aeronautics]. In E. A. Dolgova (Ed.), Sovetskaia gumanitaristika: mechty i pragmatika v 1920–1950-e gg. [Soviet Humanities: Dreams and Pragmatics in the 1920s and 1950s]. Moscow: RGGU.
Sobolev, D. A. (2020). Istoriia stanovleniia transatlanticheskikh vozdushnykh soobshchenii [The History of the Formation of Transatlantic Air Communication]. Voprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki, 41(4), 677–691.
Sobolev, D. A. (2021). Germansko-rossiiskoe obshchestvo vozdushnykh soobshchenii “Deruliuft” (k 100-letiiu so dnia sozdaniia) [German-Russian Society of the Deruluft Air Services (for the 100th Anniversary of its Foundation)]. Voprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki, 42(3), 480–500.
Sobolev, D. A., & Khazanov, D. B. (2000). Nemetskii sled v istorii otechestvennoi aviatsii [The German Trace in the History of Russian Aviation]. Moscow: RUSAVIA.
Sobolev, V. S. (2015). Iz istorii sviazei v oblasti nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva mezhdu Germaniei i SSSR vo vtoroi polovine 1920-kh godov [From the History of Ties in the Field of Scientific and Technical Cooperation between Germany and the USSR in the Second Half of the 1920s]. Sotsiologiia nauki i tekhnologii, 6(2), 60–67.
Yudina, T. V., Bulatov, V. V., & Furman, E. L. (2014). Germano-sovetskoe aviapredpriiatie “Deruluft” (1921–1937): deiatel’nost’, kadry i ikh rol’ v sodeistvii “Aeroflotu” i “Liuftganze” [German-Soviet Aviation Enterprise Deruluft (1921–1937): Activities, Personnel and their Role in Assisting Aeroflot and Lufthansa]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia, 26(2), 6–13.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru