ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Приемы риторического мастерства, разработанные античными авторами, активно использовались в Византии в самых разных литературных жанрах, в том числе и в медицинских трактатах. В статье представлены результаты исследования риторических приемов, применяемых в медицинских текстах. В качестве объекта исследования выбрано сочинение византийского медика XIV в. Иоанна Актуария «Об энергиях и болезнях душевной пневмы». Трактат посвящен болезням пневмы — одного из важных структурных элементов строения человека в представлении древних греков и византийцев. В статье рассмотрена внутренняя структура сочинения, лексические особенности текста и различные литературные приемы, которыми пользовался автор. К подобным приемам относятся многочисленные цитирования и сравнения. Результаты исследования трактата Иоанна Актуария доказывают, что литературные приемы имели важное функциональное значение: они использовались в качестве доказательных аргументов византийского медика. Выбранный трактат ярко иллюстрирует, что встреченные лексические особенности и образные средства являются свидетельством хорошего образования автора и высокого уровня аудитории, для которой был предназначен этот трактат. Также в ходе исследования было отмечено, что большая часть приемов, доказательств и лексических особенностей была заимствована автором из античных текстов, переосмыслена и введена в новое смысловое поле в качестве подтверждения его точки зрения. Совокупность наблюдений позволяет говорить о существовании научного дискурса, принятого в византийской интеллектуальной среде, ярким представителем которой был Иоанн Актуарий, а названные особенности рассматривать как структурные элементы научного дискурса.
Averintsev, S. S. (1996). Ritorika i istoki evropeiskoi literaturnoi traditsii [Rhetoric and the Origins of European Literary Tradition]. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury.
Bouras-Vallianatos, P. (2017). Medizinisches Schrifttum. In F. Daim (Ed.), Neuer Pauly, Supplemente (pp. 1025–1031). Stuttgart: Springer-Verlag GmbH Deutschland.
Bouras-Vallianatos, P. (2018). Reading Galen in Byzantium: The Fate of “Therapeutics to Glaucon”. In P. Bouras-Vallianatos, & S. Xenophontos (Eds.), Greek Medical Literature and its Readers: From Hippocrates to Islam and Byzantium (pp. 180–230). New York; London: Routledge.
Constantinides, C. N. (1982). Higher Education in Byzantium in the Thirteenth and Early Fourteenth Centuries, 1204 — ca. 1310. Nicosie: Cyprus Research Centre.
Dell’Acqua, F. (2006). Glass and Natural Light in the Shaping of Sacred Space in the Latin West and in the Byzantine East. In A. M. Lidov (Ed.), Ierotopiia: Issledovaniia sakral’nykh prostranstv: materialy mezhdunarodnogo simpoziuma [Hierotopy: Studies of the Sacred Spaces. Proceedings of the International Symposium] (pp. 299–344). Moscow: Progress-Traditsiia.
Dilite, D. (2003). Grecheskaia literatura [Greek Literature]. Moscow: Greko-latinskii kabinet Ju. A. Shichalina.
Eijk, P. van der, Geller, M., Lehmhaus, L., Martelli, M., & Salazar, C. (2015). Canons, Authorities and Medical Practice in the Greek Medical Encyclopaedias of Late Antiquity and in the Talmud. In E. Cancik-Kirschbaum, & A. Traninger (Eds.), Wissen in Bewegung: Institution — Iteration — Transfer (pp. 195–222). Wiesbaden: Harrassowitz Verlag.
Khor’kov, M. L. (2012). Avtoritet i argument v sochineniiakh Maistera Ekkharta [Authority and Argument in the Writings of Meister Eckhart]. In P. V. Sokolov, & Yu. V. Ivanova (Eds.), Polemicheskaia kul’tura i struktura nauchnogo teksta v Srednie veka i rannee Novoe vremia [Polemic Culture and Structure of a Scientific Text in the Middle Ages and Early Modern Times] (pp. 109–129). Moscow: Izdatel’skii dom Vysshei shkoly ekonomiki.
Kryukov, A. M. (2015). Uchenaia traditsiia i provintsial’nye realii v gomiliiakh mitropolita Afinskogo Mikhaila Khoniata (1182–1205 gg.) [Scholarly Tradition and Provincial Realities in the Homilies of Metropolitan Michael Choniates of Athens (1182–1205) (doctoral dissertation). Moscow State University, Moscow.
Lazaris, S. (2017). Scientific, Medical and Technical Manuscripts. In V. Tsamakda (Ed.), A Companion to Byzantine Illustrated Manuscripts (pp. 55–113). Leiden: Brill.
O’Hogan, C. (2016). Prudentius and the Landscapes of Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press.
Neretina, S. S., Ogurtsov, A. P., Murzin, N. N., & Pavlov, K. A. (2017). Aporii diskursa [The Aporia of the Discourse]. Moscow: IF RAN.
Nutton, V. (2013). Byzantine Medicine, Genres, and the Ravages of Time. In B. Zipser (Ed.), Medical Books in the Byzantine world (pp. 7–18). Bologna: Eikasmos.
Shestakov, V. P. (1966). Muzykal’naia estetika zapadnoevropeiskogo Srednevekov’ia i Vozrozhdeniia [Musical Aesthetics of the Western European Middle Ages and Renaissance]. Moscow: Muzyka.
Shklovsky, V. B. (1929). O teorii prozy [About the Theory of Prose]. Moscow: Federatsiia.
Simeonov, Gr. (2013). Obst in Byzanz. Ein Beitrag zur Geschichte der Ernährung im östlichen Mittelmeerraum. Saarbrücken: Akademiker Verlag.
Temkin, O. (1977). The Double Face of Janus and Other Essays in the History of Medicine. Baltimore: The Johns Hopkins University Press.
Touwaide, A. (2007). Byzantine Hospital Manuals (iatrosophia) as a Source for the Study of Therapeutics. In B. S. Bowers (Ed.), The Medieval Hospital and Medical Practice (pp. 147–165). Hampshire: Ashgate.
Trapp, E. (1994). Lexicographical Notes, Illustrating Continuity and Change in Medieval Greek. Dumbarton Oaks Papers, 48, 243–255.
Tsugitaka, S. (2014). Sugar in the Social Life of Medieval Islam. Leiden; Boston: Brill.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru