Внешкольная деятельность земств по преодолению рецидивов безграмотности (на материалах Пермской губернии)

Iliana Damirovna Ismakaeva

Аннотация


В статье на примере Пермского земства рассматривается роль внешкольной деятельности земских учреждений по преодолению рецидивов безграмотности — утраты навыков грамотности и возобновления или возвращения состояния неграмотности. Одними из первых обратили внимание на эту проблему сами земские деятели, которые были тесно связаны с организацией народного образования. На основе анализа материалов земского делопроизводства — журналов Пермского губернского земского собрания и докладов управы — и периодической печати выделено два основных направления деятельности земских учреждений в этой области — организация мероприятий по закреплению, поддержанию и совершенствованию навыков грамотности и создание инфраструктуры, позволяющей преодолевать и предотвращать рецидивы безграмотности. Напрямую на решение этой задачи была направлена деятельность Пермского земства по устройству воскресных, повторительных и других видов занятий, библиотек, народных чтений. Именно обучение в воскресных школах, повторительно-дополнительных классах и участие в соответствующих мероприятиях способствовало поддержанию и даже повышению имеющегося уровня грамотности, а также предотвращению рецидивов безграмотности. Инфраструктуру составляли собственно организационные мероприятия и формы деятельности земских учреждений по внешкольному образованию, соответствующие институции, которые в начале XX в. еще только формировались, специалисты — «внешкольники», необходимость которых отмечалась земскими деятелями, и материальные объекты. В исследовании показано, что, несмотря на невысокие результаты в ряде направлений, в целом деятельность земских учреждений по предотвращению и преодолению рецидивов безграмотности была определенным шагом, направленным на решение важных социокультурных проблем, и имела существенное значение для развития внешкольного образования в рассматриваемый исторический период.


Ключевые слова


грамотность; рецидив безграмотности; внешкольное образование; Пермское земство; земские учреждения; библиотеки; занятия для взрослых; народные чтения; народные дома; история образования

Полный текст:

PDF

Литература


Charnoluski, V. I. (1912). Voprosy narodnogo obrazovaniia na Pervom obshchezemskom s”ezde [Issues of Public Education in the First Common Zemsky Congress]. St Petersburg: Znanie.

Chekhov, N. V. (1912). Narodnoe obrazovanie v Rossii s 60-kh godov XIX veka [Public Education in Russia since the 1860s]. Moscow: Pol’za.

Chernysh, M. I. (1959). Razvitie kapitalizma na Urale i Permskoe zemstvo [The Development of Capitalism in the Urals and Perm Zemstvo]. Perm: Permskoe knizhnoe izd-vo.

Eklof, B. (1990). Russian Peasant Schools: Officialdom, Village Culture, and Popular Pedagogy, 1861–1914. Berkeley, CA et al.: University of California Press.

Grachev, K. V., & Kiryanov, I. K. (1986). Rost obrazovatel’nogo urovnia krest’ianstva Urala v kapitalisticheskii period [Development of the Educational Level of the Peasantry of the Urals in the Capitalist Period]. In Ya. B. Rabinovich (Ed.), Iz istorii demokraticheskoi kul’tury na Urale (XVIII — nachalo XX v.) [From the History of Democratic Culture in the Urals (18th — Early 20th Centuries)] (pp. 70–84). Perm: Perm State University.

Korf, N. A. (1882). Obrazovatel’nyi uroven’ vzroslykh gramotnykh krest’ian [Education Level of Adult Literate Peasants]. In N. A. Korf, Nashi pedagogicheskie voprosy [Our Pedagogical Issues] (Vol. 1, pp. 144–209). Moscow: “Sotrudnik shkol” A. K. Zalesskoi.

Krupskaya, N. K. (1960). Pedagogicheskie sochineniia [Pedagogical Essays] (Vol. 9: Likvidatsiia negramotnosti i malogramotnosti. Shkoly vzroslykh. Samoobrazovanie [Elimination of Illiteracy and Low Literacy. Adult Schools. Self-Education]). Moscow: Izd-vo APN.

Mironov, B. N. (1985). Gramotnost’ v Rossii 1797–1917 godov: poluchenie novoi istoricheskoi informatsii s pomoshch’iu metodov retrospektivnogo prognozirovaniia [Literacy in Russia, 1797–1917: Obtaining New Historical Information through the Application of Retrospective Prediction Methods]. Istoriia SSSR, 4, 137–153.

Mironov, B. N. (2013). Kul’turnyi kapital Rossii za tysiachu let [Cultural Capital of Russia over a Thousand Years]. Ekonomicheskaia politika, 1, 62–95.

Pirumova, N. M. (1977). Zemskoe liberal’noe dvizhenie. Sotsial’nye korni i evoliutsiia do nachala XX veka [Zemstvo Liberal Movement. Social Roots and Evolution Until the Beginning of the 20th Century]. Moscow: Nauka.

Pirumova, N. M. (1986). Zemskaia intelligentsiia i ee rol’ v obshchestvennoi bor’be [The Zemstvo Intelligentsia and its Role in Social Struggle]. Moscow: Nauka.

Prugavin, A. S. (1895). Zaprosy naroda i obiazannosti intelligentsii v oblasti prosveshcheniia i vospitaniia [Requests of the People and Duties of the Intelligentsia in the Field of Education and Upbringing]. St Petersburg: Tipografiia I. N. Skorokhodova.

Rushanin, V. Y., & Yusupov, M. R. (2011). Vneshkol’noe obrazovanie na Urale (vtoraia polovina XIX — nachalo XX v.) [Extracurricular Education in the Urals (Second Half of the 19th — Early 20th Centuries)]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts.

Vakhterov, V. P. (1896). Vneshkol’noe obrazovanie naroda: Sel’skie biblioteki. Knizhnye sklady. Voskresnye shkoly i povtoritel’nye klassy [Non-Formal Education of the People: Rural Libraries. Book Warehouses. Sunday Schools and Revision Classes]. Moscow: Tip. T-va I. D. Sytina.

Veselovsky, B. B. (1909). Istoriia zemstva za sorok let [A History of the Zemstvo over Forty Years] (Vol. 1). St Petersburg: Izd-vo O. N. Popovoi.

Yusupov, M. R. (2015a). Shkoly dlia vzroslykh kak sotsiokul’turnyi institut vneshkol’nogo obrazovaniia zemstv Urala na rubezhe XIX–XX v. [Schools for Adults as a Sociocultural Institute of Extracurricular Education of the Zemstvos of the Urals at the Turn of the 20th Century]. Sovremennoe biznes-prostranstvo: aktual’nye problemy i perspektivy, 2, 76–81.

Yusupov, M. R. (2015b). Sotsiokul’turnaia deiatel’nost’ zemstv Urala v oblasti vneshkol’nogo obrazovaniia na rubezhe XIX–XX vv. [Sociocultural Activities of Ural District Councils in the Field of Out-of-School Education at the Turn of the 20th Century]. Obshchestvo: filosofiia, istoriia, kul’tura, 6, 143–146.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.1.010

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru