«Аfterimage» Х. Хамфриз как роман-фотореконструкция: особенности жанра

Tatiana Anatolievna Poluektova

Аннотация


Данная статья посвящена исследованию жанровых особенностей романа англо-канадской писательницы Хелен Хамфриз «Afterimage» (2000). Автор статьи вводит определение понятия фотографический экфрасис — описание в тексте фотографии, являющейся предметом рефлексии персонажа или результатом совместного сотрудничества фотографа и модели. Фотографический дискурс пронизывает сюжетно-композиционный, персонажный, пространственно-временной, нарративный уровни поэтики романа. Начиная с анализа заглавия романа, автор статьи приходит к выводу об определяющей роли фотографии в жанровой структуре романа. Это позволяет ввести такой термин, как «роман-фотореконструкция», и отнести к нему анализируемый роман. Данная жанровая форма подразумевает ряд характерных черт: наличие протофотоэкфрасиса (наличие реального фотопрототипа в культуре, определяемого читателем на основе вторичного культурного опыта; термин вводится впервые); действие, происходящее в отдаленное от современности время, как правило, в середине XIX — начале XX в.; наличие в качестве главного героя фотографа-реконструктора мифа / мифологического образа; ведущий мотив — театрализация («постановочность»); фотохронотоп, созданный им в процессе реконструкции («здесь и сейчас»), и др. Особое внимание уделяется сопряженности аллегорических фоторабот английского фотографа эпохи викторианства Дж. М. Камерон и фотоэкфрасисов в романе Х. Хамфриз. Органичный синтез двух видов искусств — художественного слова и фотографического искусства — образует в романе интермедиальные связи, расширяющие поле интерпретации и подразумевающие активную роль читателя. Роман Х. Хамфриз «Afterimage», имеющий в основе своей жанровой структуры фотоэкфрасис, вписывается в контекст фототекстуального англоязычного романа конца XX — начала XXI в.


Ключевые слова


Хелен Хамфриз; «Afterimage»; фототекстуальность; фотографический экфрасис; фотопрототип; протофотоэкфрасис; роман-фотореконструкция; Дж. М. Камерон

Полный текст:

PDF

Литература


Barthes, R. (2003). Sistema mody. Stat’i po semiotike kul’tury [The Fashion System. Articles on the Semiotics of Culture]. (S. N. Zenkin, Trans.). Moscow: Publishing House named after Sabashnikovs.

Benjamin, W. (2017). Kratkaia istoriia fotografii [A Short History of Photography]. Moscow: Ad Marginem Press.

Bochkareva, N. S., Tabunkina, I. A., & Zagorodneva, K. V. (2012). Mirovaia literatura i drugie vidy iskusstva: ekfrasticheskaia poeziia [World Literature and Other Arts: Ekphrastic Poetry]. Perm: Perm State National Research University.

Cox, J., & Ford, C. (2003). Julia Margaret Cameron: The Complete Photographs. Los Angeles: The J. Paul Getty Museum.

Plunkett, J. (2008). Carte-De-Visite. In J. Hannavy (Еd.), Encyclopedia of Nineteenth-Century Photography (pp. 276–277). New York: Routledge Taylor & Francis Group.

Roberts, P. (1992). Julia Margaret Cameron: A Triumph over Criticism. In G. Clarke (Ed.), The Portrait in Photography (pp. 47–70). London: Reaktion Books Ltd.

Sidorova, O. G., & Poluektova, T. A. (2019). Ekfrasis i ego funktsionirovanie v poetike romana Penelopy Lively “Fotografiia” [Ekphrasis and Its Functioning in the Poetics of Penelope Lively’s Novel The Photograph]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriyа 2: Gumanitarnye nauki, 21, 4 (193), 121–135. https://doi.org/10.15826/ izv2.2019.21.4.071

Smith, L. C. (2017). Julia Margaret Cameron and Archival Creativity: Traces of Photographic Imagination from the Victorian Album to Neo-Victorian Fiction (doctoral dissertation). University of Portsmouth, Portsmouth.

Stigneev, V. (1984). Podpis’ i snimok [Signature and Snapshot]. Sovetskoe foto, 8, 24–25.

Straub, J. (2015). Nineteenth-Century Literature and Photography. In G. Rippl (Ed.), Handbook of Intermediality: Literature — Image — Sound — Music (pp. 156–172). Berlin; Boston: De Gruyter.

Tishunina, N. V. (1998). Zapadnoevropeiskii simvolizm i problema vzaimodeistviia iskusstv: opyt intermedial’nogo analiza [Western European Symbolism and the Problem of the Interaction of Arts: An Attempt at Intermediate Analysis]. St Petersburg: RGPU Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.2.025

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru