ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье анализируются понятия «меланхолия» и «постимперская меланхолия» в романах Орхана Памука. Предпринята попытка рассмотреть романистику писателя с точки зрения постколониальной и деколониальной теорий. Материал анализа ограничен романами «Мои странные мысли» (2016) и «Стамбул: город воспоминаний» (2012). Ключевым состоянием героев Памука и, как следствие, объектом анализа становится меланхолия, которая, с одной стороны, может интерпретироваться как ностальгия по былому величию Османской империи, а с другой — являет пример «эстетизированной ностальгии» как приема деколониального эстезиса. Меланхолия выступает как смыслообразующий концепт, ключевой мотив художественного мира писателя. Кроме того, в статье акцентируется внимание на положении самого Памука как культурного трикстера, балансирующего между Востоком и Западом в попытке обрести равновесие. Рассматриваются образы «бузы» и «собаки» как символов Османской империи. Анализируется дихотомия «восточный человек» — «европеец». С одной стороны, герои Памука, как и сам Памук, ассоциируют себя с европейским человеком, транслируют «ориенталистскую» точку зрения Запада на Восток как на отсталое пространство, с другой — являются представителями восточной культуры и ментальности, хранителями турецких традиций и истории собственного города. В результате анализа становится очевидно, что меланхолия главных героев связана прежде всего с личным прошлым и детскими воспоминаниями. Это попытка автора вернуться в собственное прошлое для того, чтобы обрести культурную и личностную целостность, обнаружить истоки самоидентификации и преодолеть внутреннего «колонизатора», так, меланхолия Памука неразрывно связана с гордостью и красотой.
Erol, S. (2014). Orhan Pamuk’un romanlarinin tema bakimindan incelenmesi. Yьksek Lisans Tezi. [The Analysis of Orhan Pamuk’s Novels in Terms of Thematic Diversity] (master’s thesis). Adyaman University. Adıyaman Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitьsь.
Huntington, S. (2003). Stolknovenie tsivilizatsii [Clash of Civilizations]. Moscow: AST.
Kukulin, I. (2013). “Vnutrenniaia postkolonizatsiia”: formirovanie postkolonial’nogo soznaniia v russkoi literature 1970–2000 godov [“Internal Post-Colonisation”: The Formation of Postcolonial Consciousness in the Russian Literature of 1970–2000]. Politicheskaia kontseptologiia, 2, 149–185.
Makarenko, V. P. (2016). Gorod kak sud’ba: vzgliad nobelevskogo laureata Orhana Pamuka na rodnoi Stambul [City as Fate: The View of the Nobel Laureate Orhan Pamuk on His Native Istanbul]. Istoricheskaia i sotsial’no-obrazovatel’naia mysl’, 8(6/2), 189–202.
Repenkova, M. M. (2017). Kontseptsiia lichnosti v romanistike Pamuka [The Concept of Personality in Pamuk’s Novels]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 12, 50–53.
Said, E. V. (2016). Orientalism. Zapadnye kontseptsii Vostoka [Orientalism. Western Concepts of the East]. St Petersburg: Russkii Mir.
Shuvalova, N. B. (2005). Turtsiia: rozhdenie natsional’noi identichnosti [Turkey: The Birth of a National Identity]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaia i zarubezhnaia literatura. Ser. 9. Vostokovedenie i afrikanistika, 103–115.
Surguladze, V. Sh. (2015). Natsional’noe samosoznanie mezhdu postimperskim sindromom i sindromom zhertvy [National Identity between the Post-Imperial Syndrome and the Victim Syndrome]. Vestnik Permskogo universiteta. Politologiia, 2, 56–74.
Tlostanova, M. V. (2020). Dekolonial’nost’ bytiia, znaniia i oshchushcheniia: sbornik statei [The Decoloniality of Being, Knowing, and Feeling: A Collection of Articles]. Almaty: Centre for Contemporary Culture “Tselinnyi”.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru