Сотворение мифа: переосмысление памятников культурного наследия Крыма в конце XVIII – XIX в.

Nikita Igorevich Khrapunov

Аннотация


В статье анализируются мифы, возникшие после присоединения к России в 1783 г. вокруг некоторых археологических и архитектурных объектов Крыма. Материалом для анализа стали легенды о всемирном потопе, сложившиеся вокруг средневековых «пещерных городов», остатках храма таврической Дианы, отпечатке ступней св. Андрея, мавзолее на средневековом городище Чуфут-Кале и Марии Потоцкой — пленнице ханского гарема. Продемонстрировано разнонаправленное интеллектуальное взаимодействие специфичных общественных групп: местного старожильческого населения, переселенцев и путешественников, представлявших разные страны и культуры. Показано, что важнейшую роль в процессе мифологизации памятников сыграли записки российских и иностранных путешественников, осмысливших отдельные объекты как туристические достопримечательности и обративших на них внимание читателей. К моменту появления записок подлинная история памятников забылась. Образованным путешественникам были известны сюжеты из античной истории, якобы разворачивавшиеся на полуострове, что заставляло их «находить» соответствующие следы в крымских пейзажах и памятниках. Путешественники усвоили и крымско-татарские предания, трансформировав их на новый лад. В свою очередь, местные жители воспринимали выдумки заезжих интеллектуалов как часть собственной истории. Как самостоятельный феномен рассмотрены попытки переселившихся в Крым христиан обрести духовную опору в памятниках, которые они интерпретировали как свои древние святыни, известные из книг. Неверные интерпретации памятников утвердились в общественной мысли благодаря своей романтичной и увлекательной подаче. Это способствовало превращению соответствующих объектов культурного наследия в туристические достопримечательности и тем самым внесло свой вклад в развитие Крыма как центра туризма.


Ключевые слова


имагология; Крым; культурное наследие; археологические памятники; переосмысление; мифологизация; изобретение традиции; травелоги

Полный текст:

PDF

Литература


Balakin, A. Yu. (2017). A. S. Pushkin i kniga I. M. Murav’eva-Apostola “Puteshestvie po Tavride v 1820 gode” [Pushkin and Journey through Tauris in 1820 by I. M. Muravyov-Apostol]. Russkaia literatura, 2, 19–30.

Bertiй-Delagar, A. L. (1910). K istorii khristianstva v Krymu [On the History of Christianity in the Crimea]. Zapiski Odesskogo obshchestva istorii i drevnostei, 28, 1–108.

Bronstein, A. I. (1997). Transformatsiia legendy Fontana slez [Transformation of the Legend of the Fountain of Tears]. Bakhchisaraiskii istoriko-arkheologicheskii sbornik, 1, 475–486.

Cross, A. G. (2012). From the Assassination of Paul I to Tilsit: The British in Russia and Their Travel Writings (1801–1807). Journal of European Studies, 42(1), 5–21.

Eco, U. (2014). Istoriia illiuzii [History, a Theatre of Illusions]. Moscow: Slovo.

Ena, V. G., Ena, Al. V., & Ena, An. V. (2007). Otkryvateli zemli krymskoi [Discoverers of the Crimean Land]. Simferopol: Biznes-Inform.

Fedoseev, N. F., & Ponomarev, L. Yu. (2016). Antichnye drevnosti tserkvi Ioanna Predtechi v Kerchi [Antiquities of St. John the Baptist’s Church in Kerch]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta. Seriia Istoricheskie nauki, 2(2), 124–136.

Formozov, A. A. (1986). Stranitsy istorii russkoi arkheologii [Pages in the History of Russian Archaeology]. Moscow: Nauka.

Herzen, A. G. (2003). Doros — Feodoro (Mangup): ot rannevizantiiskoi kreposti k feodal’nomu gorodu [Doros — Theodoro (Mangup): From Early Byzantine Fort to Feudal Town]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 34, 94–112.

Herzen, A. G., & Mogarichev, Yu. M. (2016). Kyrk-Er — Chufut-Kale [Kyrk-Er — Chufut-Kale]. Simferopol: Antikva.

Hobsbawm, E., & Ranger, T. (Eds.). (1983). The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press.

Hulme, P., & Youngs, T. (Eds.). (2002). The Cambridge Companion to Travel Writing. Cambridge: Cambridge University Press.

Ibragimova, A. M. (2015). Bakhchisaraiskii khanskii dvorets XVI–XVIII vv. [Bakhchisarai Khan’s Palace, Sixteenth to Eighteenth Centuries]. Kiev: Oleg Filiuk.

Ivanchik, A. I. (2005). Nakanune kolonizatsii [On the Eve of Colonisation]. Moscow; Berlin: Paleograf.

Khrapunov, N. I. (2017). Mesto, bogatoe vospominaniiami i illiuziiami [Place Rich in Recollections and Illusions]. In N. I. Khrapunov, & D. V. Konkin (Eds.), Problemy integratsii Kryma v sostav Rossii, 1783–1825 [Problems of Integration of Crimea into Russia, 1783–1825] (pp. 329–352). Sevastopol: Albatros.

Khrapunov, N. I. (2020). Krymskie drevnosti glazami zapadnoevropeiskikh puteshestvennikov kontsa XVIII — nachala XIX v. [Crimean Antiquities as Viewed by Late Eighteenth and Early Nineteenth Century Western European Travellers]. In D. V. Konkin, & N. I. Khrapunov (Eds.), Rossiiskaia imperiia i Krym [Russian Empire and Crimea] (pp. 241–258). Simferopol: Izdatel’skii dom KFU.

Khrapunov, N. (2021a). Crimean Antiquities as Viewed by Foreigners in the Late Eighteenth and Early Nineteenth Centuries. In M. Matera & R. Karasiewicz-Szczypiorski (Eds.), Światowit Supplement Series C: Pontica et Caucasica, vol. II: Interdisciplinary Research on the Antiquity of the Black Sea (pp. 234–249). Warszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego.

Khrapunov, N. I. (2021b). Izuchenie Kryma kak primer nauchnogo sotrudnichestva uchenykh puteshestvennikov na rubezhe XVIII–XIX vv. [Researching the Crimea as the Case of Scholarly Cooperation of Learned Travellers ca. 1800]. In N. M. Speranskaya (Ed.), Rossiiskaia nauka v evropeiskom kontekste vo vtoroi polovine XVIII — pervoi polovine XIX veka [Russian Science in the European Context in the Second Half of the 18th — First Half of the 19th Centuries] (pp. 125–145). St Petersburg: RNB.

Koshelev, V. A. (2015). Tavricheskaia mifologiia Pushkina [Pushkin’s Tauric Mythology]. Veliky Novgorod: Rastr.

Krasnolutsky, A. Yu. (2020). Iuzhnyi bereg Kryma [Southern Coast of the Crimea]. St Petersburg: Kriga.

Makarova, T. I. (1998). Arkheologicheskie raskopki v Kerchi okolo tserkvi Ioanna Predtechi [Archaeological Excavations in Kerch near St. John the Baptist’s Church]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 6, 344–393.

Merton, R. K. (1995). The Thomas Theorem and the Matthew Effect. Social Forces, 74(2), 379–424.

Pettinger, A., & Youngs, T. (Eds.). (2020). The Routledge Research Companion to Travel Writing. London; New York: Routledge.

Ponomarev, L. Iu., Beilin, D. V., & Beilina, S. A. (2009). Tserkov’ Ioanna Predtechi v Kerchi [St. John the Baptist’s Church in Kerch]. Sacrum et Profanum, 4, 129–142.

Smirnov, V. D. (2015). Krymskoe khanstvo pod verkhovenstvom Ottomanskoi Porty [Crimean Khanate under the Ottoman Porte] (Vols. 1–2). Moscow: Rubezhi-XXI.

Taki, V. (2017). Tsar’ i sultan [Tsar and Sultan]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Thompson, C. (Ed.). (2016). The Routledge Companion to Travel Writing. London; New York: Routledge.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.2.033

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru