ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена небольшой невьянской богородичной иконе из фондов Челябинского государственного музея изобразительных искусств. В рамках научно-исследовательской работы Государственного научно-исследовательского института реставрации (г. Москва) с целью уточнения атрибуции памятника был проведен его технико-технологический анализ: выявлены особенности материально-структурного комплекса, химический состав красок и грунта, состояние сохранности, поздние поновления и современные реставрационные вмешательства. Целый ряд признаков позволяет отнести икону к произведениям первой половины XVIII в., написанным иконописцами-старообрядцами на территории уральских демидовских заводов: использование ангидрита (безводного гипса) в качестве наполнителя грунта (автор статьи предполагает, что это региональная технологическая особенность невьянских икон, так как именно на Урале находятся месторождения ангидрита), синие пигменты авторских красок (использование искусственного азурита и отсутствие берлинской лазури, характерные для икон этого времени) и самое главное — это применение тех же живописных приемов и художественных материалов, что и на самой ранней датированной невьянской иконе «Богоматерь Египетская» (1734) из Музея «Невьянская икона» г. Екатеринбурга. Таким образом, благодаря проведенному исследованию подтверждена новая атрибуция иконы «Богоматерь Владимирская» из ЧГМИИ, предложенная Е. Ройзманом. Выявленные технико-технологические особенности памятника полностью исключают его предыдущую датировку, XIX в., и ставят его в один ряд с произведениями первых поколений местных мастеров. Тем самым в статье подчеркивается важная роль исследования живописных приемов и художественных материалов при проведении комплексной экспертизы памятника живописи.
Alferova, Yu. L. (Ed.). (2019). Spasti i sokhranit’. Muzeinaia restavratsiia 2009–2019: metodiki i rezul’taty. Tempernaia, maslianaia zhivopis’ i dekorativno-prikladnoe iskusstvo XVII — pervoi poloviny XX veka iz sobraniia Cheliabinskogo gosudarstvennogo muzeia izobrazitel’nykh iskusstv: al’bom-katalog [To Save and Protect. Museum Restoration 2009–2019: Methods and Results. The Tempera, Oil Painting, Decorative and Applied Art from the 17th to the First Half of the 20th Centuries from the Collection of the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts: Catalogue Album]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Museum of Fine Arts.
Baranov, V. V. (2012). Mikroskopnoe obsledovanie sokhrannosti ikony “Troitsa Vetkhozavetnaia” Andreia Rubleva. K voprosu ob osobennostiakh tekhniko-tekhnologicheskikh issledovanii proizvedenii ikonopisi [Microscopic Examination of the Condition of the Old Testament Trinity Icon by Andrey Rublev. On the Features of Technical and Technological Research of Icon Painting]. In A. V. Trezvov (Ed.), Issledovaniia v konservatsii kul’turnogo naslediia: materialy mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii, 9–11 noiabria 2010 g. [Research on the Conservation of Cultural Heritage: Materials of the International Scholarly and Methodological Conference, November 9–11, 2010] (pp. 16–24). Moscow: Indrik.
Buseva-Davydova, I. L. (Ed.). (2009). Nev’ianskogo pis’ma blagaia vest’. Nev’ianskaia ikona v tserkovnykh i chastnykh sobraniiakh [Nevyansk Icon-Painting Good News. Nevyansk Icon in Church and Private Collections]. Ekaterinburg: OMTA Publ.
Buseva-Davydova, I. L. (2019). Russkaia ikonopis’ ot Oruzheinoi palaty do Moderna: poiski sakral’nogo obraza [Russian Icon Painting from the Armoury to the Art Nouveau: The Search for a Sacred Image]. Moscow: BuksMArt.
Gordienko, T. A. (2006). Tekhniko-tekhnologicheskie issledovaniia gruntov i polimenta Nev’ianskikh ikon 1-i chetverti 60-kh godov XIX veka [Technological Examination of the Prime and Polyments of the Nevyansk Icons of the 1st Quarter of the 1860s]. In L. V. Chuiko, & L. V. Novoselov (Eds.), “Dekabr’skie dialogi”. Vyp. 9: materialy Vserossiskoi nauchnoi konferentsii pamiati F. V. Melekhina, 19–21 dekabria 2005 [December Dialogues. Iss. 9: Materials of the All-Russian Scholarly Conference in Memory of F. V. Melekhin, December 19–21, 2005] (pp. 116–119). Omsk: Nauka.
Kazakova, M. Yu. (Auth.-comp.), Fakhretdenova, A. Kh. (Ed.). (2016). “Zrimye svideteli mira nevidimogo”, Nizhnetagil’skii muzei-zapovednik “Gornozavodskoi Ural”: al’bom vystavki [“Visible Witnesses of the Invisible World”, the Mining Urals Nizhny Tagil Reserve Museum: Exhibition Album]. Nizhny Tagil: Vostok.
Komashko, N. I. (2006). Russkaia ikona XVIII veka: stolichnaia ikona, provintsial’naia ikona, narodnaia ikona [Russian Icon of the 18th Century: Metropolitan Icon, Provincial Icon, Folk Icon]. Moscow: Agey Tomesh.
Krasilin, M. M., Naumova, M. M., & Danchenko, E. A. (2007). Ob odnoi gruppe nev’ianskikh ikon [About One Group of Nevyansk Icons]. Iskusstvo Khristianskogo Mira, 10, 404–416.
Lavrentyeva, E. V. (2020). Bogomater’ Egipetskaia 1734 g.: tekhniko–tekhnologicheskie osobennosti samoi rannei datirovannoi nev’ianskoi ikony [The Mother of God of Egypt of 1734: Technological Features of the Earliest Dated Nevyansk Icon]. Vestnik slavianskikh kul’tur, 57, 232–245. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-232-245
Lavrentyeva, E. V., & Kadikova, I. F. (2021). O rezul’tatakh issledovaniia ikony “Bogomater’ Odigitriia” iz Nizhnetagil’skogo muzeia-zapovednika “Gornozavodskoi Ural” [On the Results of the Study of the Virgin Hodegetria Icon from the Mining Urals Nizhny Tagil Reserve Museum]. In I. Yu. Matveeva (Ed.), “Khudoiarovskie chteniia”: materialy X Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 21–22 oktiabria 2021 [“Khudoyarov Readings”: Materials of the 10th All-Russian Scholarly and Practical Conference, October 21–22, 2021] (pp. 188–193). Nizhny Tagil: Robin Gud.
Lukyanov, P. M. (1955). Istoriia khimicheskikh promyslov i khimicheskoi promyshlennosti Rossii do kontsa XIX veka [History of Chemical Trades and Industry in Russia until the End of the 19th Century] (Vol. 4). Moscow: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR.
Panteleeva, G. I. (2003). Pamiatniki Drevnei Rusi iz sobraniia Cheliabinskoi oblastnoi kartinnoi galerei. Ikonopis’ [Monuments of Ancient Russia from the Collection of the Chelyabinsk Regional Art Gallery. Icon Painting]. Chelyabinsk: Chelyabinsk Regional Art Gallery.
Pisareva, S. A. (2017). Metodika identifikatsii materialov grunta i pigmentov proizvedenii zhivopisi [Methods for Identification of Paintings Prime and Pigments]. Izhevsk: GosNIIR.
Roizman, Ye. V. (Auth.), & Borovik, M. (Ed.). (2008). Krasnoufimskaia ikona. Ural’skie otkrytiia. Neizvestnaia Rossiia [Krasnoufimsk Icon. Ural Discoveries. Unknown Russia]. Ekaterinburg: Kolumb.
Roizman, Ye. V., Ratkovsky, M. V., & Baidin, V. I. (2014). Nev’ianskaia ikona nachala — serediny XVIII veka [Nevyansk Icon of the Early 18th to Mid-18th Century]. Ekaterinburg: Muzei Nev’ianskaia ikona.
Trofimova, N. V. (2009). Problema stilisticheskikh istokov staroobriadcheskoi ikonopisi gornozavodskogo Urala v otechestvennoi istoriografii [The Problem of the Stylistic Origins of the Old Believer Icon Painting of the Mining Urals in Russian Historiography]. Vestnik IuUrGU. Seriia “Sotsial’no-gumanitarnye nauki”, 32 (165), 78–83.
Trofimova, N. V. (2010). Poniatie “nev’ianskaia shkola ikonopisi” v otechestvennoi istoriografii [The Concept of the Nevyansk School of Icon Painting in Russian Historiography]. Vestnik IuUrGU. Seriia “Sotsial’no-gumanitarnye nauki”, 8 (184), 76–79.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru