ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Международная выставка китайского искусства, проходившая в лондонском Берлингтон-хаус с ноября 1935 г. по март 1936 г., признана крупнейшей выставкой китайского искусства в ХХ в. Предметы искусства предоставили более двухсот коллекционеров и институций из 14 стран мира. Но ни на одной из предшествующих выставок китайского искусства не было представлено такого количества экспонатов: в каталоге Лондонской выставки 3 080 пунктов. Более того, это была первая зарубежная выставка, на которой экспонировались предметы из коллекции Запретного города (Музей Гугун с 1925 г.).
На выставке, помимо многочисленного фарфора и бронзы, предоставленных из частных и музейных коллекций, было представлено около 300 живописных произведений (монументальная живопись, свитки, альбомные листы и веера). И хотя считается, что западные коллекционеры начали проявлять серьезный интерес к живописи лишь после Второй мировой войны, однако, на выставке было представлено более ста живописных произведений из некитайских коллекций.
Благодаря своему масштабу, Интернациональная выставка китайского искусства 1935 г. может по праву считаться репрезентативным примером актуальных для 1930-х гг. тенденций в коллекционировании китайского искусства. Поэтому внимательный анализ каталога может расширить наше представление о формировании коллекций китайского искусства, о формировании вкуса и его изменении со временем. Данные из каталога по живописным произведениям, предоставленным на выставку из западных музейных коллекций, были проанализированы, а затем сопоставлены с текущими описаниями из музейных баз данных и каталогов.
Cohen, W. (1992). East Asian Art and American Culture. New York: Columbia University Press.
Fan, L. (2012). The 1935 London International Exhibition of Chinese Art: The China Critic Reacts. China Heritage Quarterly, 30–31. Retrieved from http://www.chinaheritagequarterly.org/features.php?searchterm=030_fan.inc&issue=030
Fenollosa, E. (1912). Epochs of Chinese & Japanese Art: An Outline History of East Asiatic Design (Vol. 2). Frederick A. Stokes Company.
Giuffrida, N. (2018). Separating Sheep from Goats: Sherman E. Lee and Chinese Art Collecting in Postwar America. Oakland: University of California Press.
Guo, H. (2010). Writing Chinese Art History in Early Twentieth-Century China (doctoral dissertation). Leiden University Scholarly Publications. Retrieved from https://hdl.handle.net/1887/15033
Guseva, A. (2021). Katalog londonskoi vystavki 1935 goda kak istochnik po istorii kollektsionirovaniia kitaiskogo iskusstva [Catalogue of the London Exhibition (1935), As a Source on the History of Collecting of Chinese Art in the 1930s]. Actual Problems of Theory and History of Art, 11, 864–880. https://doi.org/10.18688/aa2111-10-70
Härtel, H., & Yaldiz, M. (1982). Along the Ancient Silk Routes: Central Asian Art from the West Berlin State Museums: An Exhibition Lent by the Museum fьr Indische Kunst, Staatliche Museen Preussischer Kulturbesitz, Berlin, Federal Republic of Germany. New York: Metropolitan Museum of Art.
Huang, E. (2011). There and Back again: Material Objects at the First International Exhibition of Chinese Art in Shanghai, London, and Nanjing, 1935–1936. In V. Rujivacharakul (Ed.), Collecting China: The World, China, and a History of Collecting (pp. 138–152). Newark: University of Delaware Press.
Huang, M. Y-L. (2010). British Interest in Chinese Painting, 1881–1910: The Anderson and Wegener Collections of Chinese Painting in the British Museum. Journal of the History of Collections, 22(2), 279–287.
Jirka-Schmitz, P. (2018). The Trade in Far Eastern Art in Berlin during the Weimar Republic (1918–1933). Journal for Art Market Studies, 2(3). https://doi.org/10.23690/jams.v2i3.57
Samosyuk, K. F. (2016). Buddiiskaia zhivopis’ iz Khara-Khoto XІІ–XІІІ vekov. Mezhdu Kitaem i Tibetom. Kollektsiia P. K. Kozlova [Buddhist Painting from Khara-Khoto of the 12th–13th Centuries. Between China and Tibet. P. K. Kozlov’s Collection]. St Petersburg: The State Hermitage Publ.
Scaglia, I. (2015). The Aesthetics of Internationalism: Culture and Politics on Display at the 1935–1936 International Exhibition of Chinese Art. Journal of World History, 26(1), 105–137.
Shambaugh Elliot, J., & Shambaugh, D. (2005). The Odyssey of China’s Imperial Art Treasures. Seattle: University of Washington Press.
Silbergeld, J. (1987). Chinese Painting Studies in the West: A State-of-the-Field Article. The Journal of Asian Studies, 46(4), 849–897.
Steuber, J. (2006). The Exhibition of Chinese Art at Burlington House, London, 1935–36. The Burlington Magazine, 148, 528–536.
Steuber, J., & Lai, G. (Eds.). (2014). Collectors, Collections & Collecting the Arts of China: Histories & Challenges. Gainesville, FL: University Press of Florida.
Törmä, M. (2013). Enchanted by Lohans: Osvald Siren’s Journey into Chinese Art. Hong Kong: Hong Kong University Press.
Wu Sue-Ying (2002). Zhanlan zhong de zhongguo: Yi 1961 nian zongguo gu yishu pin fu mei zanlan wei li [Representation of Chinese Culture: An Example of “Chinese Art Treasures” Exhibition in the United States in 1961] (doctoral dissertation). National Chengchi University Electronic Thesis and Dissertations. Retrieved from http://thesis.lib.nccu.edu.tw/record/#G0088153017
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru