Вдали от Брюгге: особенности развития средневековых портовых городов Западной Фландрии

Anna Aleksandrovna Mayzlish

Аннотация


Целью статьи является выявление специфических особенностей развития портов западного побережья Фландрии (Ньивпорта, Дюнкерка, Остенде, Гравлина, Ломбардзейде, Мардейка) в конце XIV — начале XV в. Анализ обширного комплекса документальных источников позволяет говорить о серьезном влиянии на жизнь портовых городов их расположения на морской и сухопутной границе в условиях периодического возобновления военных действий между Англией и Францией в ходе Столетней войны. Они приводили как к серьезным разрушениям, сказывавшимся на финансовом положении городов, так и к необходимости проведения мер, направленных на укрепление городской обороны (например, фортификационные работы и вооружение населения в Ньивпорте). Война между Англией и Францией способствовала тому, что многие жители портовых городов также занимались пиратством, несмотря на попытки властей с этим бороться. Другим важным фактором являлось расположение портовых городов на торговых путях, связывавших по рекам и каналам внутренние районы с прибрежной зоной, а также сукнодельческие центры юга Фландрии и Артуа с крупным центром международной торговли — Брюгге. На жителях приморских городов лежали определенные обязанности по поддержанию безопасности (система маяков вдоль побережья) и хорошего функционирования (проведение различных ремонтных работ на каналах) этих торговых маршрутов. Основными занятиями большинства населения портовых городов являлись рыболовство и торговля рыбой. Изучение данных о вотировании нескольких чрезвычайных налогов позволяет получить определенное представление о финансовом потенциале портовых городов Западной Фландрии. На основании сохранившихся в источниках сведений о достаточно разнообразной экономической и социальной жизни одного из двух наиболее крупных портов в этом регионе — Ньивпорта автор приходит к выводу о том, что его развитие значительно отличалось от развития небольших приморских городков, например, Гравлина, Ломбардзейде и Мардейка.


Ключевые слова


Фландрия; Ньивпорт; портовые города; торговля; пути сообщения; рыболовство; пиратство; экономика; Столетняя война; Средние века

Полный текст:

PDF

Литература


Bauchet-Cubadda, V. (2003). Dunkerque et Bergues: nouveaux éclairages sur leurs relations fluviales vers 1400. Revue du Nord, 349(1), 7–42. https://doi.org/10.3917/rdn.349.0007

Crombie, L. (2016). Archery and Crossbow Guilds in Medieval Flanders, 1300–1500. Woodbridge (UK): The Boydell Press.

Curveiller, S. (2005). Complйmentaritйs et rivalitйs des ports maritimes en Flandre occidentale à la fin du Moyen Вge. In P. Boucheron (Ed.), Ports maritimes et ports fluviaux au Moyen Age (pp. 245–260). Paris: Publications de la Sorbonne. https://doi.org/10.3406/shmes.2004.1882

Kerov, V. L. (1979). Narodnye dvizheniia vo Flandrii v nachale XIV v. [Popular Revolts in Flanders in the Early 14th Century]. Moscow: Peoples’ Friendship University.

Kirillova, E. N. (2019). Trud uchenika v remeslennoi masterskoi (po dannym “Knigi remesel” Parizha) [Labour of Apprentice in the Workshop (According the Livre des mйtiers of Paris)]. Istoriya, 10, 4(78). https://doi.org/10.18254/S207987840005148-1

Paviot, J. (1995). La Politique navale des ducs de Bourgogne 1384–1482. Lille: Presse Universitaire de Lille.

Poullet, E. (1883). Histoire politique nationale: origines, développements et transformations des institutions dans les anciences Pays-Bas (Vol. 2). Louvain: Typographie de Charles Peeters.

Sosson, J.-P. (2005). Politique йconomique et “Innovation”. L’example des infrastructures (Flandres, Brabant, fin XIIe — XVe siècles). In J.-H. Schmidt (Ed.), Tradition, Innovation, Invention. Fortschrittsverweigerung und Fortschrittsbewusstsein im Mittelalter (pp. 143–160). Berlin: De Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110920840.143

Stabel, P. (1997). Dwarfs among Giants: The Flemish Urban Network in the Late Middle Ages. Leuven; Apeldoorn: Garant.

Stabel, P., Blondé, B., & Greve, A. (Eds.). (2000). International Trade in the Low Countries (14th–16th Centuries): Merchants, Organisation, Infrastructure. Leuven; Appeldorn: Garant.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.3.054

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru