Особенности этнорелигиозной ситуации в Малой Азии в XIV в.

Natalia Eduardovna Zhigalova

Аннотация


В статье анализируется этнорелигиозная обстановка в Малой Азии в XIV в., а также рассматривается положение отдельных этнических и религиозных общностей на территориях турецких бейликов. Как показало исследование, несмотря на утрату Византией всех малоазийских территорий в XIV в., значительная часть греческого населения продолжала проживать на захваченных турками землях. До середины XIV в. в отдаленных и малонаселенных районах Анатолии процессы тюркизации и исламизации протекали медленно. К концу XIV в. небольшие греческие селения в Западной Анатолии практически перестали существовать, а их население постепенно исламизировалось. В то же время в крупных городах и административных центрах греки довольно быстро осваивали язык и обычаи иноверцев и интегрировались в экономическую систему мусульманского общества, так как налоговая система турок позволяла ромеям сохранять религиозную идентичность в обмен на уплату джизьи. Выявлено, что положение прочих этнических и религиозных общностей отражено в источниках лишь фрагментарно. Специфической чертой развития малоазийского региона в XIV в. стало переселение в города Анатолии многочисленных групп евреев. Экономическая активность евреев высоко ценилась малоазийскими эмирами, заинтересованными в нормальном функционировании своих городских центров. Иудеи, вероятно, обладали определенными привилегиями, что позволяло еврейским общинам комфортно жить при мусульманских порядках. Именно эти факторы — налоговые льготы, предоставляемые турками, и возможность немусульманам участвовать в общественной жизни, — создавали в анатолийском регионе условия для формирования полиэтничного и многоконфессионального общества. Это послужило основой для последующей интеграции немусульманского населения Анатолии в общественные структуры тюркских эмиратов.


Ключевые слова


Поздняя Византия; Малая Азия; Анатолия; тюркские бейлики; османские завоевания; XIV век

Полный текст:

PDF

Литература


Beldiceanu-Steinherr, I. (1993). La population non-musulmane de Bithynie (deuxiиme moitiй du XIVe siиcle — premiиre moitié du XVe siиcle). In E. Zachariadou (Ed.), The Ottoman Empire (1300–1389) (pp. 7–22). Rethymnon: Crete University Press.

Björkman, W. (1997). Kāfir. In E. van Donzel, B. Lewis, & Ch. Pellat (Eds.), Encyclopedia of Islam. New Edition (Vol. 4, pp. 407–409). Leiden: E. J. Brill.

Charanis, P. (1947). The Jews in the Byzantine Empire under the First Palaeologi. Speculum, 22(1), 75–77.

Durak, K. (2010). Who are the Romans? The Definition of Bilād al-Rūm (Land of the Romans) in Medieval Islamic Geographies. Journal of Intercultural Studies, 31(3), 285–298.

Imber, C. (1993). The Legend of Osman Gazi. In E. Zachariadou (Ed.), The Ottoman Empire (1300–1389) (pp. 67–76). Rethymnon: Crete University Press.

Inalcik, H. (1954). Ottoman Methods of Conquest. Studia Islamica, 2, 103–129.

Jacoby, D. (2009). The Jewish Communities of the Byzantine World from the Tenth to the Mid-Fifteenth Century: Some Aspects of Their Evolution. In N. de Lange, J. G. Krivoruchko, & C. Boyd-Taylor (Eds.), Jewish Reception of Greek Bible Versions: Studies in Their Use in Late Antiquity and the Middle Ages (рр. 157–181). Tьbingien: Mohr Siebeck.

Kafadar, C. (1995). Between Two Worlds. A Construction of the Ottoman State. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press.

Kiprovska, M. (2013). Byzantine Renegade and Holy Warrior: Reassessing the Character of Kцse Mihal, a Hero of the Byzantino-Ottoman Borderland. Journal of Turkish Studies, 40, 245–269.

Korobeinikov, D. A. (2010). How “Byzantine” Were the Early Ottomans? Bithynia in ca. 1290–1450. In I. V. Zaitsev, & S. F. Oreshkova (Eds.), Osmanskii mir i osmanistika: sbornik statei k stoletiiu so dnia rozhdeniia A. S. Tveritinovoi [Ottoman World and Ottoman Studies: Collection of Articles on the Centenary of the Birth of A. S. Tveritinova] (pp. 215–239). Moscow: IV RAN.

Kushch, T. V. (2018). Sud’ba utrachennykh territorii: vzgliad vizantiiskogo imperatora Manuila II Paleologa [The Fate of the Lost Territories: The View of the Byzantine Emperor Manuel II Palaiologos]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4. Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia, 23(5), 147–156. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.5.13

Kushch, T. V. (2019). Piraty Egeiskogo moria: morskoi razboi v Vostochnom Sredizemnomor’e XV v. [Pirates of the Aegean: Sea Robbery in the Eastern Mediterranean in the 15th Century]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4. Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia, 24(6), 245–254. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.19

Langer, W. L., & Blake, R. P. (1932). The Rise of the Ottoman Turks and Its Historical Background. The American Historical Review, 37(3), 468–505.

Lewis, B. (1937). The Islamic Guilds. The Economic History Review, 8(1), 20–37.

Pahlitzsch, J. (2015). Byzantine Saints in Turkish Captivity in Anatolia (Late Thirteenth to Fourteenth Centuries). In G. Christ, F.-J. Morche, & R. Zaugg (Eds.), Union in Separation. Diasporic Groups and Identities in the Eastern Mediterranean (1100–1800) (pp. 219–228). Roma: Viella.

Reinert, S. W. (1993). The Palaiologoi, Yildirim Bāyezīd and Constantinople: June 1389 — March 1391. In J. S. Langdon, S. W. Reinert, J. Allen, & Ch. Ioannides (Eds.), To Ellenikon: Studies in Honor of Speros Vryonis, Jr. (Vol. 1, pp. 289–366). New Roshelle; New York: Aristide de Caratzas Publisher.

Sabev, O. (1980). The Legend of Köse Mihal: Additional Notes. Turcica, 34, 241–252.

Sahas, D. J. (1980). Captivity and Dialogue: Gregory Palamas and the Muslims. Greek Orthodox Theological Review, 25(4), 409–436.

Shukurov, R. M. (2017). Tiurki v vizantiiskom mire (1204–1461) [The Turks in the Byzantine World (1204–1461)]. Moscow: Moscow University Press.

Starr, J. (1939). The Jews in the Byzantine Empire 641–1204. New York: Burt Franklin.

Vryonis, S. (1971). The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamisation from the Eleventh through the Fifteen Century. Berkeley; Los Angeles: University of California Press.

Vryonis, S. (1975). Nomadization and Islamization in Asia Minor. Dumbarton Oaks Papers, 29, 43–71.

Wittek, P. (1971). The Rise of the Ottoman Empire. New York: Burt Franklin.

Zachariadou, E. A. (1993). The Emirate of Karasi and that of the Ottomans: Two Rival States. In E. Zachariadou (Ed.), The Ottoman Empire (1300–1389) (pp. 225–236). Rethymnon: Crete University Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.3.057

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru