Проблема самопрезентации в современном литературном процессе («Нарратив об авторе» в интервью Е. Симоновой)

Elena Aleksandrovna Selyutina

Аннотация


В статье исследуется частный вариант нарратива личных историй — «нарратив об авторе», который показателен для анализа рефлексии писателей над их ролью в современной русскоязычной литературе. Цель анализа — определить специфику «нарратива об авторе», показать, что он формируется в публичном дискурсе и обусловлен существованием нарративной рамки (вопрос-ответной формы интервью, которая демонстрирует общественные ожидания от творца). Публичная саморефлексия фиксирует процесс самоидентификации и моделирование мифа о словесном творчестве в новейшее время. Событие «нарратива об авторе» — важное изменение, после которого он смог определить себя как писателя (наименовать себя). В исследовании «нарратива об авторе» применялись методы классической и постклассической нарратологии, а также персонологической и нарративной психологии. В ходе работы удалось выявить, что «нарратив об авторе» находится в пограничной позиции по отношению к фикциональности, нарратор нетривиален, находится одновременно внутри события и вне его, соединяя личное отношение с социальными, культурными и иными конвенциями, принятыми по поводу авторства. «Нарратив об авторе» был рассмотрен на примере интервью уральской поэтессы Е. Симоновой. Эмпирическая база исследования — интервью, данные ею с 2019 по 2022 г. Екатерина Симонова создает в интервью образ-тип «маленького поэта», это социально-психологический конструкт, созданный под влиянием изменения символического статуса поэзии в новое время, компонентами которого являются неисключительность и вписанность в повседневность. Внутри наррации в пределах одной ответной реплики мы видим формулирование позиции, а в комментариях, данных в скобках, ее ироническое обыгрывание. В результате можно сделать вывод, что в интервью Е. Симоновой складывается миф о писателе как о «повседневном», обыкновенном человеке, который построен на стратегии иронической искренности и непротиворечив художественному нарративу ее поэзии в целом.


Ключевые слова


нарратив; «нарратив об авторе»; событие; фикциональность; Е. Симонова; уральская поэзия

Полный текст:

PDF

Литература


Bamberg, M. (2011). Who am I? Narration and its Contribution to Self and Identity. Theory & Psychology, 21(1), 3–24.

Bobylyova, M., & Podlubnova, Yu. (2021). Poetika feminizma [The Poetics of Feminism]. Moscow: AST.

Brokmejer, J., & Harre, R. (2000). Narrativ: problemy i obeshchaniia odnoi al’ternativnoi paradigmy [Narrative: Problems and Promises of an Alternative Paradigm]. Voprosy filosofii, 3, 29–42.

Bruner, J. (2005). Zhizn’ kak narrativ [Life as a Narrative]. Postneklassicheskaia psikhologiia, 1(2), 9–29.

Davydov, D. M. (2008). K opisaniiu fenomena “Nizhnetagil’skogo poeticheskogo renessansa” [On the Description of the “Nizhny Tagil Poetic Renaissance” Phenomenon]. In Literatura Urala: istoriia i sovremennost’ (Iss. 4, pp. 91–96). Ekaterinburg: Ural University Press.

Gurevich, P. S., & Spirova, Je. M. (2015). Identichnost’ kak sotsial’nyi i antropologicheskii fenomen [Identity as a Social and Anthropological Phenomenon]. Moscow: Kanon+ROOI «Reabilitatsiia» Publ.

Kukulin, I. (2010, October). Documentalist Strategies in Contemporary Russian Poetry. Russian Review, 69, 585–614.

Labov, W., & Waletzky, J. (1966). Narrative Analysis: Oral Versions of Personal Experience. In J. Helm (Ed.), Essays on the Verbal and Visual Arts: Proceedings of the American Ethnological Society (pp. 12–44). Seattle: University of Washington Press.

Lotman, Yu. M. (1998). Struktura khudozhestvennogo teksta [The Structure of a Literary Text]. In Yu. M. Lotman, Ob iskusstve [About Art] (pp. 14–285). St Petersburg: Iskusstvo-SPb.

Lotman, Yu. M. (2004a). Avtokommunikatsiia: “Ia” i “Drugoi” kak adresaty (O dvukh modeliakh kommunikatsii v sisteme kul’tury) [Autocommunication: “I” and “The Other” as Addressees (About Two Models of Communication in the Cultural System)]. In Yu. M. Lotman, Semiosfera [Semiosphere] (pp. 163–177). St Petersburg: Iskusstvo-SPb.

Lotman, Yu. M. (2004b). O dvukh modeliakh kommunikatsii i ikh sootnoshenii v obshchei sisteme kul’tury [About Two Models of Communication and Their Correlation in the General System of Culture]. In Yu. M. Lotman, Semiosfera [Semiosphere] (pp. 666–668). St Petersburg: Iskusstvo-SPb.

Mann, Yu. V. (1987). Malen’kii chelovek [Little Man]. In V. M. Kozhevnikov, & P. A. Nikolaev (Eds.), Literaturnyi entsiklopedicheskii slovar’ [Literary Encyclopaedic Dictionary] (pp. 207–208). Moscow: Sovetskaia entsiklopediia.

McAdams, D. P. (2008). Psihologiia zhiznennykh istorij [The Psychology of Life Stories]. Metodologiya i istoriia psihologii, 3(3), 135–166.

Podlubnova, Yu. S. (2019). “Ia — Tagil!”: praktiki samoopredeleniia ural’skikh poetov 2000–2010-kh gg. [“I am Tagil!”: Self-Determination Practices of Ural Poets of the 2000s–2010s]. In A. A. Zhitenev (Ed.), “Vakansiia poeta” v russkoi i zarubezhnoi literature rubezha XX–XXI vekov. Voronezh, 22–23 noiabria 2019 g.: materialy mezhdunarodnoi nauchoi konferentsii [“The Poet’s Vacancy” in Russian and Foreign Literature at the Turn of the 21st Century. Voronezh, November 22–23, 2019: Proceedings of the International Scholarly Conference] (pp. 103–117). Voronezh: Voronezh Regional Printing House.

Satovskaya, S. N. (2013). “Chuzhie” narrativy v romane G. Grassa “Moe stoletie”: kontekst istoricheskoi pamiati [“Alien” Narratives in My Century by G. Grass: The Context of Historical Memory]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 15, 4(120), 181–191.

Shklovsky, V. B. (1983). Iskusstvo kak priem [Art as a Technique]. In V. B. Shklovsky, O teorii prozy [About the Theory of Prose] (pp. 7–23). Moscow: Sovetskii pisatel’.

Schmid, W. (2008). Narratologiia [Narratology]. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury.

Silantyev, I. V., & Sozina, E. K. (2013). Narrativ v literature i istorii. Na materiale dnevnikovoi prozy A. Gertsena 1840-kh gg. [A Narrative in Literature and History. With Reference to A. Herzen’s Diary Prose of the 1840s]. Sibirskii filologicheskii zhurnal, 3, 58–68.

Tyupa, V. (2002). Ocherk sovremennoi narratologii [An Essay on Modern Narratology]. In I. V. Silantyev (Ed.), Kritika i semiotika [Criticism and Semiotics] (Iss. 5, pp. 5–31). Novosibirsk: Novosibirsk State University.

Vlasova, E. G. (2021). Narrativizatsiia prostranstva v pervykh putevoditeliakh po Uralu [Space Narrativisation in the First Travel Guides around the Urals]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 23(2), 175–188. https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.2.033

Vygotsky, L. S. (1998). Psihologiia iskusstva [Psychology of Art]. Rostov-on-Don: Feniks.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.4.074

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru