Поэтика превращений в книге И. Силантьева «Архангельский свет»

Elena Nikolaevna Proskurina

Аннотация


Исследование посвящено сборнику прозы «Архангельский свет» новосибирского автора, филолога Игоря Силантьева. Предметом анализа стала поэтика превращений, объединяющая все произведения книги. Автобиографическая канва, формирующая сюжет воспоминания, ориентирует на создание авторского художественного мифа, в котором возможно все: смешение настоящего и прошлого, бывшего и небывшего, реального и ирреального. В тексте мерцают аллюзии на произведения Гоголя, Гофмана, Н. А. Островского и других писателей. При этом реминисцентное поле сборника таит в себе широкие возможности интерпретаций. Книга также насыщена множеством музыкальных лейтмотивов. Автор мастерски играет жанрами. В его художественной вселенной исповедь смешивается со сказкой, легендой, сном, хоррором и др. А яркие образы претерпевают множество метаморфоз, возникающих в воспоминаниях я-повествователя по принципу сопричастности. Вместе с тем все заключенные в сборнике смыслы лишены прямой явленности, но представлены с позиции homo ludens — однако не в постмодернистском значении литературной игры ради игры. Гротескная фантасмагория превращений не становится в книге театром абсурда. Предел подобному смешению ставит этическая авторская позиция, эмблемой которой служит название сборника. Сюжетика книги И. Силантьева таит множество разных душевных состояний, поданных в свете «окончательного понимания» конечности земного бытия и открывающейся за ним вечности. Не случайно ведущими лейтмотивными образами оказываются в ней крылья, солнце, перемогшее ночь рассветное небо. Этот сущностный слой поддерживает основание надежды, столь зыблемое в современном теряющем ценностные ориентиры мире.


Ключевые слова


И. Силантьев; современная русская проза; поэтика сюжета; гротеск; межтекстовый диалог

Полный текст:

PDF

Литература


Averin, B. (2003). Dar Mnemoziny. Romany Nabokova v kontekste russkoi avtobiograficheskoi traditsii [Gift of Mnemosyne. Nabokov’s Novels in the Context of the Russian Autobiographical Tradition]. St Petersburg: Amfora.

Cherednichenko, T. V. (1994). Muzyka v istorii kul’tury [Music in the History of Culture] (Iss. 2). Moscow: Allegro-Press.

Maksimov, V. (2015). Debiutnaia kollektsiia [Debut Collection]. In I. Silantyev, Zhizn’ legka: sbornik stikhov [Life is Easy: Poetry Collection] (pp. 7–12). Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury.

Proskurina, E. N. (2003). Motivnaia triada “istina, pravda, lozh’” v drame M. Gor’kogo “Na dne” [The “Truth, Truth, Lie” Motif Triad in M. Gorky’s Drama The Lower Depths]. Sibirskij filologicheskij zhurnal, 2, 37–48.

Silantyev, I. (2004). Poetika motiva [Motif Poetics]. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury.

Silantyev, I. V. (2009). Siuzhetologicheskie issledovaniia [Plot-Related Research]. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury.

Silantyev, I. V. (2018). Siuzhet i smysl [Plot and Meaning]. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury.

Tyupa, V. (2016). Eto ne pro vazu. Eto pro nas [This is not about the Vase. This is about us]. In I. Silantyev, Neperekhodnyi [The Intransitive] (pp. 3–5). Moscow: Vest-Konsalding.

Zakordonni, Yu. Zhenskii obraz Dukha Sviatogo u sviatykh ottsov i pisatelei rannei tserkvi [The Female Image of the Holy Spirit among the Holy Fathers and Writers of the Early Church]. Retrieved from https://www.religion.in.ua/zmi/foreign_zmi/16026-zhenskij-obraz-duxa-svyatogo-u-svyatyx-otcov-i-pisatelej-rannej-cerkvi.html




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.4.078

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru