ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена рецепции творчества Эрнста Неизвестного американской ежедневной и специализированной прессой в 1960–1980-е гг. Исследовательский фокус направлен на конструирование героического образа скульптора на основе нескольких устоявшихся в американской культуре клише: борца за творческую свободу и опального, притесняемого автора, после эмиграции — «художника в изгнании». Цель статьи — зафиксировать изменения в восприятии творчества Эрнста Неизвестного на разных этапах холодной войны. Междисциплинарный подход затрагивает социальные, исторические и политические факторы, лежащие в основе художественной практики, и обусловливает необходимость использования методов из разных областей гуманитарного знания, включая медиа и культуру.
Основными источниками послужили рецензии на персональные выставки, интервью с художником, заметки и статьи в американской прессе. Их дополнили видеоинтервью со скульптором из архивов Государственного центра современного искусства (в составе ГМИИ им. Пушкина) и Музея современного искусства «Гараж», опубликованная переписка Неизвестного, а также исторические архивные материалы. Отмечается, что в публикациях 1960–1970-х гг. журналистов более всего интересовали взаимоотношения Неизвестного с советской властью, тогда как на излете «разрядки» появилось больше искусствоведческих материалов аналитического характера. Делается вывод о зависимости актуализации того или иного образа от социально-политических факторов, изменений в международном культурном ландшафте и характере взаимоотношений двух сверхдержав. Анализ рецепции творчества Эрнста Неизвестного помогает раскрыть способы производства и распространения представлений о советском искусстве в американской культуре в период холодной войны.
Alpatova, I., Talochkin, L., & Tamruchi, N. (Eds.). (2005). “Drugoe iskusstvo”. Moskva, 1956–1988 [“Other Art”. Moscow, 1956–1988]. Moscow: Galart.
Astrachan, A. (1976, April 11). Why Khrushchev’s Favorite Sculptor Chose Exile. The New York Times, 32–33.
Bailey, J. (2017). The National Council of American-Soviet Friendship and Art in the Shadow of the Cold War. Archives of American Art Journal, 56(1), 42–65. http://dx.doi.org/10.1086/692635
Berger, J. (1969). Art and Revolution: Ernst Neizvestny and the Role of the Artist in the U.S.S.R. Pantheon Books.
Chunikhin, K. (2019, Fall). At Home among Strangers. U.S. Artists, The Soviet Union, and the Myth of Rockwell Kent during the Cold War. Journal of Cold War Studies, 21(4), 175–207. https://doi.org/10.1162/jcws_a_00910
Egeland, E. (1984). Ernst Neizvestny: Life and Work. New York: Mosaic Press.
Ernst Neizvestny. Sculptors Guild. Exhibition Catalog. (1968).
Gerchuk, Yu. Ya. (2008). Krovoizliianie v MOSKh, ili Khrushchev v Manezhe 1 dekabria 1962 [Hemorrhage in the Moscow Union of Artists, or Khrushchev in the Manezh on December 1, 1962]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
Kurilla, I. (2018). Zakliatye druz’ia. Istoriia mnenii, fantazii, kontaktov, vzaimo(ne)ponimaniia Rossii i SShA [Sworn Friends. History of Opinions, Fantasies, Conflicts, Mutual (Mis) Understanding of Russia and the USA]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
Kurlyandtseva, A. (2019). Pavel Korin v New-Yorke. Iz istorii sovetsko-amerikanskogo vystavochnogo obmena [Pavel Korin in New York. From the History of the Soviet-American Exhibition Exchange]. Iskusstvoznanie, 2, 206–229.
Leong, A. (2002). Centaur. The Life and Art of Ernst Neizvestny. Lanham: Rowman & Littlefield Publ.
Leong, A. (Ed.). (1992). Kentavr: Ernst Neizvestnyi ob iskusstve, literature i filosofii [Ernst Neizvestny about Art, Literature, and Philosophy]. Moscow: Progress-Litera.
Matafonova, Yu. K. (2000). Ernst Neizvestny. Ekaterinburg: Pakrus.
Neizvestny, E. (1984). Govorit Neizvestnyi [Neizvestny Speaking]. Frankfurt-am-Main: Posev.
Novikov, N. (1981). Ernst Neizvestnyi: iskusstvo i real’nost’ [Ernst Neizvestny: Art and Reality]. New York: Izdatel’stvo im. Chalidze.
Starodubtseva, Z. (Ed.). (2020). Russkie khudozhniki za rubezhom. 1970–2010-e gody [Russian Artists Abroad. 1970s–2010s]. Moscow: BuksMArt.
Starodubtseva, Z., & Obukhova, A. (Eds.). (2010). Russkoe art-zarubezh’e. Vtoraia polovina XX veka — nachalo XXI veka [Russian Art Abroad. Second Half of the 20th–Early 21st Centuries]. Moscow: National Centre for Contemporary Arts.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru