Пространство как инструмент репрезентации истории в современной британской и белорусской прозе

Olga Aleksandrovna Lidenkova

Аннотация


Художественные концепции пространства в современной прозе остаются важнейшим инструментом объяснения, оценки, репрезентации конкретного исторического периода. В статье в компаративном аспекте анализируются функции пространственных образов в творчестве современных белорусских и британских писателей: Х. Мантел, П. Акройда, Дж. Крейса, А. Миллера, А. Аркуша, Л. Рублевской, В. Орлова и др. Материалом исследования стали тексты конца ХХ — начала ХХI в., отобранные методом сплошной выборки. Цель исследования — выявить как инвариантные, так и уникальные для авторов разных стран функции и характеристики литературного ландшафта исторической прозы. На основании принципов сравнительно-сопоставительного метода, метода герменевтического анализа выявлены и интерпретированы наиболее значимые, повторяющиеся, универсальные пространственные образы-символы дома, руин, церкви, ворот, моста и иных значимых топосов. В диахроническом аспекте проанализирована метафора палимпсеста. Значимость художественного пространства в исторической прозе определяется его первостепенной связью с проблемой идентичности. Именно наполненность прочными историческими ассоциациями превращает национальный ландшафт в элемент культурного наследия, хранилище коллективной памяти. С данной особенностью восприятия пространства связаны мотивы возвращения домой (как путь духовного перерождения героя); неудачной реставрации как выражения утраты культурных кодов прошлого; ожившего памятника как вытесненной, «неупокоенной» истории и ее деструктивного влияния на современное общество. Восприятие ландшафта как овеществленного прошлого обусловливает и его аксиологический потенциал, когда через акцентирование того или иного топографического элемента высказывается авторская оценка эпохи: образы викторианской архитектуры используются как символ утраченного величия (П. Акройд, С. Уотерс, А. Байетт), а образы современных (у белорусских авторов советских) зданий отражают онтологическую пустоту и несостоятельность идеологий ХХ в. В целом концепции литературного пространства исследуемых авторов указывают на оценку исторического процесса не как движения к прогрессу, но как истории угасания и деградации.


Ключевые слова


историческая проза; компаративистика; пространство; художественный ландшафт; символ; палимпсест; коллективная память; идентичность

Полный текст:

PDF

Литература


Ackroyd, P. (2004). Albion: The Origins of the English Imagination. London: Vintage.

Babkow, І. (2005). Karalewstva Belarus”. Vytlumachjen”ni ru[i]naw [The Kingdom Called Belarus. Interpretation of the Ru(i)nes]. Minsk: Logvinaw.

Bakhtin, M. M. (1975). Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniia raznykh let [The Questions of Literature and Aesthetics. Research Articles over the Years]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura.

Charles, Prince of Wales. (1989). A Vision of Britain: A Personal View of Architecture. London: Doubleday.

Cubitt, G. (1998). Imagining Nations. Manchester: Manchester University Press.

Dillon, S. (2005). Reinscribing de Quincey’s Palimpsest: The Significance of the Palimpsest. Contemporary Literary and Cultural Studies. Textual Practice, 19(3), 243–263. https://doi.org/10.1080/09502360500196227

Edensor, T. (2002). National Identity, Popular Culture and Everyday Life. Oxford: Berg.

Ionin, L. (2005). Novaia magicheskaia epokha [The New Magical Epoch]. Logos, 2 (47), 156–173.

Kingsnorth, P. (2009). Real England: The Battle Against the Bland. Edinburgh: Portobello.

Kingsnorth, P. (2017, August 15). The Last Wolf: Robert Winder’s Book Examines the Elusive Concept of Englishness. The New Statesman. Retrieved from http://www.newstatesman.com/culture/books/2017/08/last-wolf-robert-winders-book-examines-elusive-concept-englishness

Kingsnorth, P. (2019). Confessions of a Recovering Environmentalist. London: Faber & Faber.

Lyall, S., & McCulloch, M. P. (2011). The Edinburgh Companion to Hugh MacDiarmid. Edinburgh: Edinburgh University Press.

Marcinovich, V. (2021) Kraina, Shto Zhyve w Sjonnja [The Country that Lives in the ‘Now’]. Retrieved from https://budzma.org/news/viktar-marcinovich-kraina-shto-zhyvye-w-syonnya.html

Maurier, D. du. (1989). Enchanted Cornwall. London: Michael Joseph Ltd. and Pilot Productions.

Nash, C. (1993). Remapping and Renaming: New Cartographies of Identity, Gender and Landscape in Ireland. Feminist Review, 44(1), 39–57. https://doi.org/10.1057/fr.1993.19

Nora, P. (1993). Les Lieux de mémoire. Paris: Gallimard.

Readman, P. (2018). Storied Ground: Landscape and the Shaping of English National Identity. Cambridge: Cambridge University Press.

Short, J. R. (1991). Imagined Country: Society, Culture and Environment. New York: Routledge.

Tolkien, J. R. R., & Tolkien, C. (1981). Letters of J. R. R. Tolkien. London: George Allen & Unwin.

Wood, R. C. (2006). J. R. R. Tolkien: Postmodern Visionary of Hope. In E. Griesinger, & M. A. Eaton (Eds.), The Gift of Story: Narrating Hope in a Postmodern World (pp. 333–355). Waco: Baylor University Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.1.006

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru