«Но нет Востока и Запада нет»: преодоление национальных барьеров по-акунински

Tatyana Aleksandrovna Snigireva, Alexey Vasilievich Podchinenov

Аннотация


В статье на материале разножанровых текстов Б. Акунина (проект «Приключения Эраста Фандорина», «Сказки народов мира», самоучитель по беллетристике «Русский в Англии») предпринят анализ писательской концепции национальной идентичности и возможности / невозможности преодоления межнационального взаимонепонимания. Отмечено, что «решение национального вопроса» за тридцать лет работы писателя в литературе претерпело определенные изменения. Показано, что в Фандоринском проекте Б. Акунин сосредоточен на моделировании и описании трех барьеров, существующих при восприятии и оценке инонацио­нального (барьер чужого языка; барьер чужого быта; барьер иной ментальности). В «Сказках народов мира» писатель берет иной ракурс осмысления национального комплекса: его интересует характер соотнесенности национального и общечеловеческого. Эта книга о том, что национальная особость — не что иное, как вариант инварианта, в ней осмыслены общечеловеческие ценности в национальной аранжировке. Самоучитель по беллетристике «Русский в Англии» может быть прочитан как итоговые размышления Б. Акунина о вопросе возможности / невозможности межнационального взаимопонимания. Анализ произведения показал, что одновременно это книга профессиональной и национальной самоидентификации. Б. Акунин не упрощает возможности межнационального диалога. Согласно концепции писателя, необходимо не приспособиться к иному национальному образу жизни, но понять его, только тогда начинает «работать» формула «он как я», реализующая себя чрезвычайно редко и всегда неполно. Попытка понять другую ментальность предполагает целый комплекс личностных качеств, в основе которого — способность к диалогу, аналитизм, интеллектуальность, культурологический багаж и — главное — человечность.


Ключевые слова


Б. Акунин; национальная идентификация; межнациональный диалог; национальные барьеры; кросскультурные феномены

Полный текст:

PDF

Литература


Chernyak, M. A. (2011). Homo legens vs homo ludens: k voprosu o diagnoze rossiiskoi prozy “nulevykh” godov [Homo Legens vs Homo Ludens: On the Question of the Diagnosis of Russian Prose of the 2000s]. Filologicheskii klass, 25, 4–11.

Chkhartishvili, Gr. (1996). No net Vostoka i Zapada net (o novom androgine v mirovoi literature) [But There is no East and Also no West (About the New Androgyne in World Literature)]. Inostrannaya literatura, 9, 254–263.

Gereikhanova, K. F. (2018). Intertekstual’nye strategii v sbornike “Nefritovye chetki” B. Akunina [Intertextual Strategies in the Jade Rosary Beads Collector] (doctoral dissertation abstract). RUDN University, Moscow.

Golovacheva, A. G. (Comp.). (2016). Ves’ mir teatr? Ves’ mir — literatura! B. Akunin glazami zainteresovannykh chitatelei [All the World’s a Stage? All the World is Literature! Boris Akunin through the Eyes of Curious Readers]. Moscow: Buki-Vedi.

Podchinenov, A. V., & Snigireva, T. A. (2013). Natsional’nyi modus vivendi: reprezentatsiia B. Akunina [National Modus Vivendi: Representation of B. Akunin]. In Aktual’nye voprosy russkoi filologii v politkul’turnom prostranstve [Topical Issues of Russian Philology in a Multicultural Space] (pp. 212–214). Erzurum: Atatürk University.

Podchinenov, A. V., & Snigireva, T. A. (2014). Natsional’nyi diskurs v romanakh B. Akunina [National Discourse in B. Akunin’s Novels]. In Sotsiokul’turnye i filologicheskie aspekty v obrazovatel’nom i nauchnom kontekste [Sociocultural and Philological Aspects in the Educational and Scholarly Context] (pp. 585–590). Kyoto: Kyoto Sangyo University.

Propp, V. Ya. (1969). Morfologiia skazki [Morphology of the Folktale]. Moscow: Nauka.

Ranchin, A. (2004). Romany B. Akunina i klassicheskaia traditsiia [Boris Akunin’s Novels and Classical Tradition]. Novoe literaturnoe obozrenie, 67, 235–266.

Snigireva, T. A., & Podchinenov, A. V. (2013). Sistema national’nykh zerkal v tvorchestve B. Akunina [The System of National Mirrors in the Works of B. Akunin]. Uchyonye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, 3, 60–66.

Snigireva, T. A., Podchinenov, A. V., & Snigirev, A. V. (2017). Boris Akunin i ego igrovoi mir [Boris Akunin and His Game World]. St Petersburg: Aleteya.

Sorokin, S. P. (2011). Binarnost’ Fandorina, ili Peresechenie vostochnoi i zapadnoi traditsii v kontekste “fandorinskogo tsikla” B. Akunina [Binarity of Fandorin, or Intercrossing of Eastern and Western Traditions in the Context of the Fandorin Cycle]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 1, I. (Gumanitarnye nauki), 264–268.

Tsiplakov, G. M. (2001). Zlo, voznikaiushchee v doroge, i dao Erasta [Evil that Arises on the Way and the Dao of Erast]. Novyi mir, 1, 59–181.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.1.007

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru